Найти в Дзене
Digital Law Digest Мы рады представить новый выпуск нашего Digital Law Digest, посвященный ключевым событиям и тенденциям в области цифрового права, за 2-й квартал 2025 года. В этом выпуске собраны самые актуальные изменения и тренды, формирующие цифровую правовую среду, – от развития регулирования персональных данных и новых подходов к искусственному интеллекту до усиления правил в сфере рекламы и других значимых цифровых инициатив. Надеемся, что дайджест станет полезным ориентиром для навигации в быстро меняющейся сфере цифрового права. Если у вас возникнут вопросы или вы захотите обсудить, как эти изменения могут повлиять на ваш бизнес, наша команда практики интеллектуальной собственности и цифрового права будет рада помочь. Авторы: Шермет Курбанов | Алиса Михеева | Елизавета Исаева Ссылки на дайджест на русском и английском языках: sl-legal.ru/...avo sl-legal.ru/...est #SLLEGAL_публикации #ЦифровоеПраво #DigitalLaw
3 недели назад
#SLLEGALвСМИ Право.ру: Что вступает в силу в сентябре: персональные данные и новые штрафы Новые требования к обезличиванию данных С 1 сентября Минцифры формирует стандарты и методики обезличивания данных — то есть определяет, как компании должны удалять или скрывать сведения, чтобы их нельзя было отнести к конкретному человеку. Эти обезличенные данные можно использовать для государственных нужд, статистики, аналитики и других целей. При этом запрещено обрабатывать специальные категории данных (например, о расе, политических взглядах и религии) и биометрические данные, кроме случаев, связанных с уголовно-процессуальным законодательством. Компании обязаны сами обезличивать данные по утвержденным Минцифры методикам и передавать их в государственную информационную систему. Доступ к сведениям в ней будет ограниченный: работать с ними можно только внутри системы, передавать третьим лицам запрещено, кроме случаев, прямо предусмотренных законом или международными соглашениями. Новые правила также касаются согласия пользователей: теперь их нужно оформлять отдельно от других документов. Шермет Курбанов, старший юрист, со-руководитель практики интеллектуальной собственности и цифрового права SL LEGAL: Ранее принятый приказ Роскомнадзора об утверждении требований к обезличиванию распространялся лишь на государственные и муниципальные органы. Как следствие, деятельность коммерческий компаний в этой области долгое время оставалась в серой зоне. Теперь эта неопределенность устранена. Компании получают легальную возможность обезличивать данные и использовать их в своей деятельности – при условии соблюдения иных требований законодательства – без угрозы быть привлеченными к ответственности за сам факт обезличивания. Ссылка на комментарий: pravo.ru/...093
3 недели назад
Новые правила компенсации за нарушение интеллектуальных прав С 4 января 2026 года вступают в силу поправки в ГК РФ, которые: - увеличивают максимальную компенсацию для объектов авторских, смежных и патентных прав, а также для товарных знаков в 2 раза - до 10 млн рублей, - дают судам право менять метод расчета компенсации, - уточняют порядок расчета при множественных нарушениях и для соправообладателей, - вводят солидарную ответственность в цепочке нарушителей, - позволяют снизить выплату предпринимателям при невиновных нарушениях, - для некоторых нарушений устанавливают фиксированные размеры компенсации. Закон усиливает защиту правообладателей и делает систему взыскания более гибкой. Наши коллеги из практики интеллектуальной собственности и цифрового права Шермет Курбанов, Алиса Михеева и Елизавета Исаева подготовили обзор на русском и английском языках. Ознакомиться можно на нашем сайте по ссылкам ниже или в карточках RU >> | EN >> Остаемся на связи по всем вопросам. #SLLEGAL_alert
1 месяц назад
ЭЖ-Юрист: Утверждены правила формирования составов обезличенных данных и предоставления доступа к ним Так, с 1 сентября операторы по требованию Минцифры будут обязаны направлять такие данные в ГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными». Доступ к данным в ГИС граждане и юридические лица смогут получить по запросу. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты поддерживают инициативу, подчеркивая необходимость уточнения ответственности операторов за ошибки. Елизавета Исаева, юрист практики цифрового права и интеллектуальной собственности, прокомментировала: Доступ к составам обезличенных данных можно будет получить с помощью специальной ГИС. Пользователю необходимо будет через свой личный кабинет в ГИС направить запрос о предоставлении данных с указанием: 1) цели предоставления доступа, 2) планируемого результата обработки данных, 3) сроков обработки и 4) правовых оснований для доступа к составам данных. Однако в отношении содержания данного запроса не ясно какие именно правовые основания необходимы для доступа к данным — имеется ли здесь в виду соответствие пользователя предъявляемымзаконом требованиям или какие-либо иные основания. Отсутствие определенности в этом вопросе может затруднить процесс формирования запроса для пользователей,так как недочеты или некорректная информация в нем могут повлечь отказ Минцифры в доступе. Источник: httpswww.eg-online.ru/...663
2 месяца назад
Сегодня в конференц-центре Ассоциации европейского бизнеса прошла оживленная дискуссия на актуальную тему использования ИИ – Дипфейки: риски и возможности для бизнеса. Шермет Курбанов, юрист практики цифрового права и интеллектуальной собственности, рассказал о регулировании сгенерированного контента на примере разных юрисдикций: США, Китай, Япония, Великобритания и ЕС. Шермет также подготовил обзор регулирования создания и использования цифровых двойников (digital replicas) и затронул проблемы использования персональных данных при работе с ИИ: вопросы конфиденциальности, обработки данных и автоматизации решений, а также штрафы за утечки данных. Напишите нам, чтобы получить презентацию Шермета. Также напоминаем, что юристы нашей команды цифрового права подготовили несколько обзоров, посвященных правовому регулированию ИИ в России и ЕС.
2 месяца назад
Шермет Курбанов, юрист практики интеллектуальной собственности и цифрового права, выступит на заседании Ассоциации европейского бизнеса на тему: «ДИПФЕЙКИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА», которое состоится 10 июля 2025 г. в конференц-центре АЕБ. Тема крайне актуальна в современном цифровом мире. С одной стороны, ИИ и дипфейки открывают новые возможности: от персонализированного контента до инноваций в медиа и образовании. С другой — их использование сопряжено с серьезными рисками: мошенничество, нарушение авторских прав и угрозы репутации бизнеса. Почему важно обсуждать эту тему сейчас? - Стремительное развитие технологий опережает законодательное регулирование. - Растет число кейсов злоупотреблений, требующих правовых решений. - Бизнесу и частным лицам необходимы инструменты защиты в новых реалиях. Шермет в своей презентации расскажет о регулировании сгенерированного контента в разных странах, примерах использования технологии и смежных правовых вопросах, возникающих в связи с использованием дипфейков. Подробности и регистрация по ссылке.
2 месяца назад
Налоги, сбор с доходов и креатив на запрещенных ресурсах. Правила работы с рекламой С 1 сентября 2025 года законодатель вводит новые ограничения: компании могут столкнуться с ответственностью за размещение рекламы на запрещенных ресурсах. А уже сейчас необходимо учитывать новые правила работы с рекламой, чтобы правильно определять налогооблагаемую базу и уплачивать обязательный сбор от доходов за рекламу. 👉 Защититесь от имущественных потерь и включите в договор дополнительные обязательства рекламораспространителя. Укажите на необходимость проверять и фиксировать статус рекламных площадок и представлять полные сведения о размещенной рекламе. Измените подход к рекламным кампаниям и уйдите с запрещенных ресурсов. Проверьте ресурс через сервис Роскомнадзора, а владельца ресурса – на сайте Минюста. На запрещенной площадке можно остаться, если компания рассказывает о себе и своей продукции в корпоративном аккаунте. 🔘 Алиса Михеева, юрист практики интеллектуальной собственности и цифрового права SEAMLESS Legal (SL Legal), объяснила, какие категории рекламы нельзя учитывать в расходах и как уплачивать сбор с рекламных доходов. Читайте статью с бесплатным демо-доступом на три дня.
3 месяца назад
ЭЖ-Юрист: Современные достижения и перспективы будущего в цифровизации судопроизводства: процессуальный аспект Электронные дела, переписка в мессенджерах, скриншоты, смайлы и даже геолокация — все это теперь может стать доказательствами в суде. Но как их правильно использовать? К примеру: Скриншоты — принимаются, но лучше заверить у нотариуса. Переписка в мессенджерах — допустима, если можно подтвердить личность отправителя. Эмодзи — суды оценивают их в контексте дела, но не всегда считают решающими. Геолокация — помогает подтвердить факт доставки или местонахождение. А как насчет машинного перевода или данных из соцсетей? Читайте в статье Игоря Соколова и Анастасии Ентяковой, юристов практики разрешения споров, подготовленной для издания ЭЖ-Юрист — коллеги разбирают практику и спорные моменты цифровизации судопроизводства. Ссылка на статью (по подписке): www.eg-online.ru/...928
3 месяца назад
право.ru: Киберстрахование: как бизнесу компенсировать убытки после взлома и утечки данных В повседневную жизнь прочно вошли такие понятия как утечка данных, утрата конфиденциальных сведений и хакерская атака. Негативные последствия взлома очевидны, поэтому бизнес стремится обеспечить безопасность важных данных компании и клиентов. Один из способов защиты от таких рисков — киберстрахование. Этот вид страховки позволяет нивелировать последствия и компенсировать причиненные взломом убытки. Классическая страховка от кибер-рисков позволяет бизнесу быстрее реагировать на кибер-инциденты, привлекать специалистов и покрывать расходы на восстановление IT инфраструктуры, сокращать время простоя. Еще наличие такого полиса может стать конкурентным преимуществом при участии в тендерах на поставку товаров, работ или услуг, добавляет Леонид Зубарев, глава практики страхования. Обычные договоры страхования зачастую исключают кибер-риски из сферы своего действия. Поэтому, эксперт считает, что специфика этого вида страхования оправдывает наличие отдельного полиса. Чтобы оценить необходимость этой страховки риски, Леонид Зубарев предлагает представить, во сколько обойдется полная остановка бизнеса на полгода, — это и будет сумма максимально возможного убытка, исходя из которой можно рассчитать страховую премию. Ссылка на материал: hpravo.ru/...796
10 месяцев назад
Право.ru Цифровой обман: какие права нарушают дипфейки и как за это можно наказать Закон пока не содержит прямого регулирования дипфейков, но их использование давно несет риски. Нарушение авторского права, права на изображение или голоса — лишь часть проблем, связанных с технологией. Тот, чье лицо заменили на видео, может потерять репутацию из-за шуточного ролика, а иногда и стать объектом шантажа. Судебная практика, как и регулирование дипфейков только формируются, но защитить свои права и получить компенсацию можно уже сейчас. «Удаления контента можно добиться через диффамационный иск», - комментирует Елизавета Исаева, юрист практики IP и цифрового права. Она отмечает, что для удовлетворения требований понадобиться доказать совокупность трех обстоятельств (п. 7 постановления пленума ВС № 3): 1. факт распространения нарушителем сведений о заявителе; 2. порочащий характер этих сведений; 3. несоответствие сведений действительности. Удалить дипфейк можно и без суда. Для этого Елизавета советует обратиться к владельцу сайта с заявлением на основании ст. 15.7 ФЗ №149 «Об информации» и потребовать удалить ролик. В письме нужно указать свои данные, информацию о ролике и точный адрес его размещения. Также следует подтвердить права на материал и факт отсутствия согласия на его публикацию. Владелец сайта обязан удалить ролик в течение 24 часов, если не докажет законность размещения. Подробнее о том, что делать и куда обращаться, если дипфейк нарушил личные или авторские права, в материале https://pravopravo.ru/...733
10 месяцев назад
Делимся интересным и полезным: Запуск подкаста: от идеи до монетизации Российская подкаст-индустрия стремительно растет. По данным АРИР, количество слушателей подкастов среди россиян увеличивается на 10% ежегодно. К концу 2024 оно может достигнуть 18 млн. Вместе индустрией развивается и рекламный рынок. В 2023 году АКАР оценила объем рекламных расходов в сегменте digital audio (куда включены подкасты) в 700 млн рублей — это на 17% больше, чем в 2022. Яндекс, Ozon, Альфа-Банк, МТС, ВкусВилл и другие крупные компании вкладываются в рекламу или создают свои подкасты. Бренды привлекает особенная лояльность аудитории к ведущим. По данным Spotify, 63% процента пользователей доверяют любимому ведущему подкаста больше, чем любимому инфлюенсеру в социальных сетях. НИУ ВШЭ запускает первую практико-ориентированную программу про создание, развитие и монетизацию подкастов. Шермет Курбанов, юрист практики IP и цифрового права, является одним из лекторов этого курса. Вместе с другими экспертами Шермет познакомит студентов с современными технологиями и лучшими практиками подкаст-индустрии. Подробнее о курсе www.hse.ru/...443 Промокод «pravo» даст дополнительную скидку при оплате обучения.
11 месяцев назад
Сфера: ИИ-мошенничество: новые санкции для преступников Мошенники способны за один день осуществить до 300 звонков-ловушек, а искусственный интеллект увеличивает количество таких звонков до 40, а то и до 50 тысяч в сутки. Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что использование искусственного интеллекта в телефонном мошенничестве необходимо признавать отягчающим обстоятельством при совершении преступления. Также в Госдуму уже внесли законопроект, который дополнит статьи о клевете, краже, мошенничестве, вымогательстве, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием с использованием изображения или голоса (в том числе фальсифицированных или искусственно созданных) потерпевшего или иного лица. «Изображение гражданина или его голос в различных ситуациях могут как относиться к биометрическим персональным данным, используемым в целях идентификации гражданина, так и не иметь такого статуса. Учитывая, что именно голос и изображение гражданина используются чаще всего для обмана, предлагается выделить их в отдельную категорию», — говорится в пояснительной записке документа. Насколько целесообразны такие меры, рассказали «Сфере» эксперты. Юрист практики IP и цифрового права Шермет Курбанов считает, что законодательство должно быть технически нейтральным и не должно акцентировать внимание на конкретной технологии. «Выделение именно искусственного интеллекта нецелесообразно, и вместо этого корректнее указать любые технические средства (в том числе позволяющие синтезировать речь). На сегодняшний день технологии синтеза речи (в том числе с применением искусственного интеллекта) стали как никогда доступны. Существующие технологии хорошо справляются с имитацией голоса и способны обмануть рядового человека», — подчеркнул спикер. Подробнее в статье >> legalacademy.ru/...kov
11 месяцев назад