Обычно адаптации фильмов — позор игровой индустрии. В основном верным оказывается и обратное утверждение. А как насчёт игр-сиквелов, продолжающих сюжет известных кинокартин? Ведь разработчикам предоставляют определённую творческую свободу, да и сроками их не душат.
Результат получается разным — от провала до шедевра, в чём вас убедит эта статья. Кто-то сочиняет альтернативную историю, воскрешая культового персонажа, кто-то заимствует идеи из писанины, отвергнутой Голливудом, кто-то делает игру без задней мысли, а потом с удивлением узнаёт, что причастен к канону, например, «Матрицы».
«Брат 2: Обратно в Америку»
В стелс-экшене «Брат 2: Обратно в Америку» (2000) Данила Багров возвращается в США, чтобы выручить брата. В конце второго фильма после перестрелки того повязала полиция, но в игре он попал к Ричарду Мэннису — бизнесмену-преступнику, которого ограбил Данила.
Кинокомпания «СТВ» подавала «Брата 2» как блокбастер западного образца. Вот и продвигали его как на Западе, то есть с игрой по лицензии. Правда, вышла она значительно позже проката — незадолго до телепремьеры «Брата 2».
«Руссобит-М» по заказу «СТВ» слепила один уровень в Москве и несколько — в Чикаго. Как в фильмах, Багров вручную собирает огнестрельное оружие и взрывчатку. В московском музее он вообще размахивает саблей, отсекая головы бандитам. Крови нет, что выглядит комично. Вдвойне комичнее смотрятся видеовставки — выдранные из второй картины сцены. Они запускаются между уровнями и призваны объяснить сюжет игры… Варварское решение.
«Брат 2: Обратно в Америку» не ощущается как часть киносерии. Это ненужный сиквел-дежавю с нагромождением пустых виртуальных коробок, изображающих Чикаго, и кучей роликов, вставленных не к месту. В «Брате 2» есть эпизод, пародирующий игры: Багров «с видом от первого лица» расстреливает гангстеров в клубе. «СТВ» стоило на этом остановиться.
From Dusk Till Dawn
Два номерных продолжения «От заката до рассвета» на самом деле не сиквелы — они чуть расширяют вселенную и добавляют предысторию. Зато покуситься на святое — биографию Сета Гекко (персонаж Джорджа Клуни — George Clooney) — разрешили французским разработчикам из Gamesquad. Сценаристом выступил Юбер Шардо (Hubert Chardot), сочинивший старые Alone in the Dark.
Покутить в Мексике Сету не удалось. В шутере From Dusk Till Dawn (2001) его посадили в особую тюрьму на корабле, плавающем у побережья Нового Орлеана. О персонаже Клуни напоминают только татуировка и постоянные шуточки. За прежние преступления старшего Гекко ждёт смертная казнь. Когда до приговора остаётся трое суток, на судно под видом заключённых проникают вампиры, стремящиеся спасти одного из своих.
Gamesquad подавала FDTD как хоррор на выживание. Оттого боеприпасов всегда не хватает, но, с другой стороны, нет пазлов. Львиную долю игры Сету приходится конвоировать выживших, и с недостатком патронов это совсем не весёлое занятие. Вдобавок обзор неудобен и в режиме от третьего лица, и от первого. В целом пресса не сильно ругала игру, однако и удачной её не назовёшь.
The Thing
Фильм «Нечто» (1982), поставленный Джоном Карпентером (John Carpenter), повествует об американских полярниках, скучающих на научной станции в Антарктиде. Беда приходит с норвежской базы по соседству: скандинавы выкопали летающую тарелку и пришельца, который всех убил. Инопланетянин может принять облик любого живого организма: хоть собаки, хоть человека. Пули его не берут, а вот перед огнемётом он пасует. Среди американцев бушует паника: они не понимают, кто заражён, и подозревают друг друга. В конце на обломках взорванной базы сидят двое: механик Чайлдс и главный герой, пилот вертолёта Макреди, исполненный Куртом Расселлом (Kurt Russell).
Спустя 20 лет Universal ответила, что произошло с Чайлдсом и Макреди, в шутере The Thing (2002). Чайлдс замёрз насмерть, а Макреди, по-прежнему в ковбойской шляпе, летает на вертолёте: он появляется в финале, чтобы спасти Блейка — центрального персонажа игры.
Блейк — американский военный. Вместе с сослуживцами он прочесал обе антарктические базы. Членам отряда в The Thing можно отдавать простые команды. Также нужно следить, не готов ли кто-то сойти с ума от страха, не утратили ли подчинённые доверия к командиру. Сохраняться приходится на магнитофоне, что указывает на один из источников вдохновения разработчиков из Computer Artworks — серию Resident Evil.
К слову, о магнитофоне — Блейк натыкается на послание, оставленное Макреди в фильме. Ещё одна отсылка — в игре американцы тоже оговариваются, называя норвежцев шведами. Наконец, в роли важного персонажа, учёного Шона Фарадея, в шутере предстал сам Джон Карпентер; он же озвучил героя.
На Metacritic у The Thing 77 из 100 баллов. Редкость для игры по кинолицензии.
Tron 2.0
Франшиза «Трон» состоит из двух полнометражных фильмов, мультипликационного сериала и других произведений по мотивам. Из игр выделяются две — Tron 2.0 (2003) и Tron: Evolution (2010).
Оригинальная картина «Трон» вышла в 1982 году. Она рассказывала о Кевине Флинне — разработчике игр, попавшем в нутро компьютерной сети — виртуальный мир, населённый программами. Внешне эти программы — двойники своих создателей (собственно, программистов). Они живут в тоталитарном мире, в итоге их спасают от произвола «оцифрованный» Флинн и программа Tron. Фильм привлекает стильным изображением компьютерной реальности: она залита синим и чёрным цветом и прорезана яркими геометрическими линиями. Плюс запомнились адреналиновые гонки на световых мотоциклах.
Tron 2.0 подхватила историю фильма много лет спустя. Она идёт по пятам Джета Брэдли — сына друга Флинна и автора программы Tron. Впрочем, не сюжетом этот FPS хорош, а забавными находками в геймплее. К примеру, оружие представлено в виде подпрограмм, занимающих определённое количество слотов в оперативной памяти. Подпрограммы проходят стадии от «альфы» и «беты» до «золота», требуя всё меньше памяти.
Картина «Трон: Наследие» (2010), на мой взгляд, разрушила простоту вселенной «Трона». Создатели вложили силы в дизайн, а сценарий нацарапали совсем невнятный. В нём ввели изоморфов — программы, возникшие сами по себе, без участия людей, и обладающие свободой воли. С релизом «Наследия» в Disney объявили Tron 2.0 неканоничным сиквелом. Правда, киношники взяли из игры главную сюжетную идею: сын ныряет в виртуальный мир в поисках отца, только в данном случае сын не Брэдли, а Флинна. Дыру между двумя лентами заполнила прыжковая аркада Tron: Evolution, прикидывающаяся экшеном с паркуром. Она осветила то, как злые стандартные программы уничтожили продвинутых изоморфов.
The Matrix Online
Monolith Productions, выдавшая Tron 2.0, причастна к ещё одному сиквелу, который со временем вычеркнули из канона. Речь об MMORPG The Matrix Online, существовавшей в 2005–2009 гг. Впрочем, если верить бывшему разработчику, в студии над её каноничностью не задумывались.
Тем не менее Вачовски (The Wachowskis) считали, что серию под силу развивать фанатам, будь то разработчики, мультипликаторы (вспомните сборник «Аниматрица») или геймеры/зрители. Из этой идеи и выросла MxO. Пользователи управляли персонажами, ими же и созданными, а сюжетные герои находились в ведении Live Events Team — сторонней команды, собранной издателем. Члены LET также обновляли внутриигровую газету The Sentinel. В неё, к примеру, включили «пасхалку» про Нео, после войны очнувшегося в матрице в теле женщины.
В целом же MxO следовала за событиями третьего фильма. Знакомых героев озвучили актёры из киносерии: Персефону — Моника Белуччи (Monica Belucci), Морфеуса — Лоренс Фишбёрн (Laurence Fishburne) и так далее. Самым известным сюжетным эпизодом MxO стала смерть Морфеуса от рук киллера, подосланного Меровингеном.
Сейчас занятно сравнивать MxO и каноничную «Матрица: Воскрешение». Ведь MxO терпимо соответствует классической трилогии, а «Воскрешение» — комедия, снятая Ланой Вачовски (Lana Wachowski) без оглядки на оригинал. В «Воскрешении» от «Матрицы» — только название.
Stranglehold
Джон Ву (John Woo) знаменит благодаря изобретательной постановке перестрелок. Несмотря на наивные диалоги и актёрскую игру, его фильмы визуально притягательны. Яркий образчик творчества гонконгского режиссёра — боевик «Круто сваренные» (1992). Под «крутыми» подразумеваются герои-полицейские. Глубоко в память западает финальная часть фильма, где гангстеры и копы устраивают бойню в больнице. Направо и налево гибнут пациенты и врачи, а бравый инспектор Юэнь по прозвищу Текила невозмутимо разносит бандитов из дробовика.
Stranglehold (2007) служит прямым продолжением «Круто сваренных» с поправкой на состарившегося Текилу. Как и в фильме, его сыграл и озвучил Чоу Юн-Фат (Chow Yun-Fat). Сам Ву выступил продюсером шутера Midway.
Stranglehold — хорошая игра, но короткая, на 6-7 часов. Зато развлекает от души: под градом пуль в щепки рассыпаются декорации, Текила замирает в слоу-мо на зависть Максу Пэйну и Нео, повисает на люстрах и съезжает по перилам, не прекращая вести огонь, а ещё участвует в дуэлях. Красивые расправы Stranglehold поощряет, открывая доступ к способностям вроде «режима берсерка».
В общем, Джон Ву оказался удачливее Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) и Джорджа Миллера (George Miller) — в отличие от них, у Ву получилось выпустить игру, притом достойную.
Scarface: The World Is Yours
Киношники не могут просто так оживить важного героя, ведь на экране его появление будет смотреться нелепо. Как втащить Максимуса в «Гладиатора 2»? Полагаю, что никак, разве что во флешбэках. У разработчиков игр, в отличие от киношников, свободы больше. Альтернативное развитие событий громко осуждать не станут.
Так произошло со Scarface: The World Is Yours (2006). В криминальной драме «Лицо со шрамом» (1983) Тони Монтана — беженец с Кубы, превратившийся в наркобарона в Майами, — погибает. В игре же Тони удаётся выжить под шквалом пуль. Какое-то время он зализывает раны, а затем вновь выходит на поверхность — возвращать грязный бизнес.
Scarface: The World Is Yours построена по модели GTA: Vice City. Открытый мир, перестрелки от третьего лица, транспорт, рейтинг полицейской тревоги… Район за районом Тони подминает Майами — сначала торгует кокаином по мелочи, затем сбывает промышленные партии. В конце бандит получает возможность отомстить Алехандро Сосе, наркобарону из Боливии, что «заказал» его в фильме.
Из-за сходства с GTA: Vice City отношение игроков к The World Is Yours было неоднозначным. Однако за смелость разработчиков всё же стоит похвалить: не стали пересказывать старый боевик, а предложили что-то свежее.
Ghostbusters: The Video Game
Есть две классические части «Охотников за привидениями», увидевшие свет в 1980-х. И есть две новые — неудачный перезапуск и фильм, события которого происходят спустя 30 лет после второй картины. Между ними пристроилась Ghostbusters: The Video Game (2009).
Ghostbusters: The Video Game переносит нас в 1991 год — она максимально близка к старой дилогии. На экране шутит оригинальная четвёрка: герои Билла Мюррея (Bill Murray), Дэна Эйкройда (Dan Aykroyd), Гарольда Рэмиса (Harold Ramis) и Эрни Хадсона (Ernie Hudson). Выглядят болванчики как молодые версии всех перечисленных и говорят их голосами. Причём шутер устроен так, что звёзды постоянно сопровождают игрового персонажа — охотника-новичка. Видимо, чтобы вы не обращали внимания на то, что уровни линейные, а геймплей — скучноватый.
Сценаристами Ghostbusters: The Video Game указаны Эйкройд и Рэмис. Они же стояли за сценарием дилогии. Однако, назвав их в титрах сценаристами игры, студия Terminal Reality слукавила: Эйкройд и Рэмис не прописывали действие и диалоги от и до, а исправляли и дополняли то, что им показывали разработчики. В итоге в игру попали кое-какие идеи из первоначального сценария «Охотников за привидениями» и неснятого третьего фильма. Забавно, что перипетии дилогии объяснили в Ghostbusters: The Video Game происками культистов — последователей шумерского бога Гозера.
***
Участие голливудских кинодеятелей, судя по упомянутым проектам, зачастую добрый знак, будь то сценаристы, режиссёры или актёры. Возможно, киношники бы теснее сотрудничали с разработчиками, знай они, что игровая индустрия давно не соревнование двух пикселей на Atari 2600. Застрял фильм в производственном аду — махнул рукой на Голливуд и ушёл к разработчикам, как сделали Эйкройд и Рэмис. Не получается убедить Disney в необходимости снимать «Трон 2» — ну и ладно, пусть будет шутер, весьма, кстати, близкий по духу к прародителю. И так далее. Глядишь, все неснятые фильмы станут приличными играми!
Автор: Ярослав Гафнер
Оригинал: Как игры продолжали сюжеты известных фильмов