Сейчас появилось много интетесных точек зрения на то, как могла бы развиватся бронетехника первой половины 20В. Одна из самых интересных и технически обоснованных, по моему мнению, изложена в статье Б. Н. Сухиненко"Т-28.МОДЕРНИЗАЦИЯ. «Невозможное – возможно»". Хочу предложить еще один вариант глубокой модернизации "сухопутного линкора" Т-28. Эту идею мне подсказали мемуары выдающигося инженера, конструктора бронетехники А. А. Астрова.
Итак, как, гипотетически, мог быть модернезирован тяжелый танк Т-28. Начнем с назначения. Оставим его в классе тяжелых или пехотных. Делать "крейсерский" или "кавалерийский" танк мне не хочется. Идея генерала Ш де Голя о скоростных танках в начале 30хх мне категорически не нравится. Соглашусь ее прнять только если меня убедят, что танк, управляемый водителем со среднестатистической подготовкой, по шоссе в колонне сможет двигатся на скорости более 45км/ч, а единичный танк, на неизведанной проселочной дороге или на поле, на которое он только что заехал, разгонится до скорости более 35км/ч. Видео про Т - 72 пилотируемые водителями - испытателями экстра класса и снятые специально на подготовленом полигоне, на котором эти ассы накатали не одну сотню часов и который они изучили как свои 5 пальцев не предлогать. Дело в том, что в этот период не было технических решений по сочетанию высокой скорости и огневой мощи.
Определившись, что это будет танк непосредственной поддержки пехоты, возмем за основу Т-28 образца 1938года весящий 28т (обр 33г - 25,4т). Начнем модернизировать!
В первую очередь убираем боковые пулеметные башни, сокращая длинну танка и смещаем мехвода из центра в лево. Экономия веса до 300кг на каждую башню. Итого примерно 0,6т.
Убираем надгусиничные полки с системой постановки дымовой завесы и подбашенны коробки боковых башен это упростит корпус, сделает его более технологичным и облегчит танк на 0,432т
Люк механика - водителя разместим на крыше, сместив его максимально в лево, в самый край, сокращая длинну отделения управления с 2,1м до 1,18м то есть на 0.93м.
Ширина Т-28 равная 2,87м позволит попробовать разместить силовую установку поперек корпуса. При ширине гусиницы 380мм ширина корпуса "в чистоте" 2м. Думаю, что таким образом можно было поробовать разместить авиадвигатель М - 6 (его длинна 1,3м ширина 0,89м высота 0,88м). Мощность 300л.с. В этом варианте длинна моторно- трансмиссионного отделения может сократится с 3.77 м до 1,6м то есть на 2,17м. Таким образом длинна корпуса уменьшится с 7 до 4м. Аналогичная по плотности компоновка моторно - трансмиссионного отделения имела место быть на первом серийном отечественном танке МС-1, в разработку компоновки МТО и разработку двигателя МС-1 большой вклад внесли талантливые инженеры А. А. Микулин и Лили-Мария Яльмаровна Пальмен (Цителова). К сожалению Л. М. Я. Пальмен не смогла в дальнейшем заниматся серьезными разработками, а А. А. Микулин полностью сосредоточился на авиадвигателях.
Так как вес корпуса ориентировочно состовляет 10,8т,(8,0т) в случае сокращения длинны, его вес сократится до 6,5т. (4,8т).То есть на 4,3т(3,2т).
Двигатель имеет высоту 0,89м., что теоретически позволяет снизить высоту корпуса с 1,36 м до 1 м на целых 0,36 м. И приведет к сокращению веса корпуса еще на 0,9т. В итоге:
Надгусиничные полки 0,4т
Сокращение длинны корпуса 4,8т(3,2)
Уменьшение высоты корпуса 0,9т
общая экономия веса брони 5,6т (4,5т).
Гусиница базовая 1,1т, новая будет короче в 1,6 раза и соответствено весить на 0,44 легче. Экономия веса на обоих гусиницах 0,88т.
Так же ходовая часть будет короче на 4 тележки, 4 свечных амортизатора и 16 катков. Соответственно 16 катков по 30кг это 480кг. 4 балансира по 35кг = 140кг 4 пружинных амортизатора - "свечи" по 75кг это 300кг. 4 тележки примерно 460кг Итого экономия веса подвески 1,4т. По ходовой, вместе с гусиницей, мы выиграем еще 1,8т. С учетом отказа от боковых башен общая экономия на "оборудовании" 2.8т. Общая экономия веса 8,9т(7,8т).
После модернизации ожидаем вес 19,1т. (17,6т для танка образца 1933г). Вес двигателя базовой версии относительно невелик всего 0,5т., скорее всего при его замене в весе мы только проиграем. Весовой выигрыш будет только в случае использования авиадвигателя М-6 весом 0,256т.
Вес командирской башенки примем равным весу будки мехвода
Из базовой модели оставляем башню с широким погоном в 1650мм, позволяющуюи, в дальнейшем, модернизировать машину. Подвеску с клиренсом в 500мм, что важно для танка поддержки пехоты. Она обеспечит большую среднюю скорость вне дороги, что для танка непосредственной поддержки пехоты очень важно для выживаемости на поле боя. Пологаю возможным оставить и прежнюю форму корпуса. Боевое отделение можно модернизировать по внутренней компоновке. Погон башни в 1650мм позволит разместить в башне 3-х членов экипажа: командира, наводчика и заряжающего, разместив боекомплект иначе.
На крыше башни следует установить командирскую башенку
Переход на "рациональные" наклоны бронелистов считаю не рациональным. Конечно, вертикальная броня имеет меньшую бронестойкость примерно в 1,4 раза и соответственно её толщину нужно увеличить в 1,4 раза. Но. Если мы наклоним лист брони на 45 °, то его длинна увеличится в 1,4 раза. Таким образом объём вертикальной бронеплиты, которая короче, но толще, будет равн объёму наклонной бронеплиты тонкой но более длинной. Никакого выигрыша в весе и бронестойкости мы не получим. А в плане компоновки наклонные бронеплиты нерациональны - они значительно уменьшают забронированный объем. С точки зрения технологичности вертикальное бронирование проще.
Значительный забронированный объем позволит, при уменьшении боекомплекта, разместить в носовой части еще и радиста и создать полноценную командирскую боевую машину. Недостаток - большие габариты. Достоинство - большой забронированный объем и удобство работы экипажа.
Вооружение на данном этапе модернизации оставим прежним.
Кстати говоря, танк Т-28 не только самый конструктивно не оптимальный но и еще и очень дорогой. На 1938год. Стоимость Т-28 составляла 280 тыс. руб. Стоимость его двигателя М-17Т составляла от 17,5 до 18,9тыс руб. (против 64тыс. руб за Т-26 при стоимости его двигателя в 11тыс руб.).
Поэтому можно попробовать удешевить его. Снизив вес, мы уже снижаем стоимость машины. Ведь это не просто килограммы - это высококочественная броневая сталь, это трудоемаость по ее раскрою и сварке. В принципе можно еще попробовать заменить дорогой авиационный двигатель на автомобильный двигатель например спарку ЗИС 16 каждый двигатель длинной 1110мм шириной 660мм и высотой 890мм. Весом 410кг. Мощность 86л.с. Стоимость 4,5 тыс. руб. В принципе можно расчитывать даже на достижение мощности в 96л.с при переходе на алюминиевые поршни.
Эта спарка, в моторно трансмиссионном отделении, при поперечном расположении, займет длинну в 1,32м и разовьет мощность в 165-175л.с. Вес 820кг. (прирост веса 330кг). Стоимость спарки около 9тыс руб. Тиходность танка будет компенсироваться его проходимостью и ремонтопригодностью и стоимостью.
Кроме него можно использовать ЗиС 101(ГаЗ202Ф)
длинна 1150 (н/д)
ширина 680 (н/д)
высота 620 (н/д)
мощность 110(85л.с.)л.с.
Правда длинна моторно трансмиссионного отделения увеличится на 0,3м. Но зато моторесурс с 400 моточасов увеличится до 2,5тыс моточасов!!!
Вес топлива боеприпасов ЗИПа и экипажа оставим прежним.
В СССР применялись похожие решения в танке Т - 70 применялась спарка двигателей ГаЗ 203 расположенных последовательно. Для тягача Я-12 разрабатывалась силовая установка срстоявшая из двух паралельно расположенных двигателей ГаЗ 202.
В итоге получим танк со следующими ТТХ ( в скобках данные для корпуса обр 1933г).
Моторесурс 400 моточасов.(2,5тыс)
Длинна 4,6м (4,8м)
Ширина 2,87м
Высота 2,75м
Масса 19,1т(17,6т)
Мощность 300л.с (175л.с)
Удельная мощность 15,7л.с/т (10л.с/т)
Скорость 42км/ч (32км/ч)
Вооружение 2х7,62мм 1х76мм.
Расход топлива 270г/л.с/ч то есть 81кг/ч или 103л/ч.(70л/ч).
Для машины образца 1933г при применении спарки автомобильных двигателей моторесурс танка составит тысячи моточасов (Автомобиль ЗиС-5 имел ресурс до капремонта в 70тыс км). При снижении удельной мощности до 10л.с/т. Что соответствует Т-26 обр 33г. Скорость составит ориентировочно 32км/ч. Так же вполне допустимо поставить спарку автомобильных двигателей и на машину с корпусом обр 1938г - удельная мощность будет 9,2л.с/т, что соответствует Т-26 обр 1939г правда максимальная скороть будет такая же - же как и у Т - 26 - 30км/ч
О том, какой тип двигателя выбрать дизельный или бензиновый писать не буду - это тема отдельной стать. Считаю что для 30-хх годов бензиновый двигатель использовать рациональнее. Кто хочет - может почитать об этом в статье ТАНКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ СТРАНЫ СОВЕТОВ Сухиненко Б.Н.2017.
Кстати, хочу поблагодорить Б. Н. Сухиненко за самые интересные и исчерпывающие данные по двигателям 1930-хх годов приведены в этой статье