Сразу скажу: разница есть и не в пользу современных.
Что такое язычество по сути?
Это обожествление окружающей природы, это жизнь по ее природным законам, как правило, вне упований на какую-либо загробную жизнь.
Представление о жизни после смерти у большинства языческих верований весьма расплывчаты и туманны: то ли уход в мир предков, то ли перерождение, то ли призрачное существование в виде теней.
Поэтому – все внимание на эту жизнь.
Здесь все ясно и определено. Значит, прожить эту жизнь нужно с максимальной выгодой и комфортом.
Что будет потом – вилами по воде писано. Поэтому – надо здесь нужно взять максимум от жизни.
Богатство, власть, почет, здоровье, семья, дети – вот главные языческие ценности.
Только к ним и нужно стремиться. Об остальном не стоит чрезмерно заморачиваться.
Что ж – древних язычников можно понять.
Они не имели откровения Свыше. Поэтому выстраивали свою жизнь сами - по своим собственным лекалам.
Поэтому и стремились лишь к ценностям этой жизни, так как других перед собой не видели.
Однако про современных язычников этого уже не скажешь.
Они живут в эпоху, когда Бог четко и ясно явил Свое откровение Свыше.
Если мы говорим о христианстве – то в нем Бог четко показал главную ценность, к которым должен стремиться христианин – Царство Небесное.
Причем, Иисус Христос, Который и воплотил в Себе небесное откровение, специально сравнивает христианские и языческие ценности и особо напирает на то, что последние не должны брать верх:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?..
Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Мф. 6. 25, 31-33.
Все ясно и определенно.
Откровение, которое принес с собой Иисус Христос, говорит о том, что нужно стремиться не к этой жизни, а к будущей.
Эта жизнь отравлена грехом, поэтому в ней нужно спасти свою душу и обрести вечную жизнь уже в Царстве Небесном.
Если еще короче:
- жизнь в этом мире предназначена исключительно для спасения души;
- настоящая жизнь начинается только в Царстве Небесном.
Что ж – откровение Свыше есть.
Теперь никто не может сказать, что он чего-то не знает и поэтому выстраивает свою жизнь так, как видит это сам.
Об этом, в отличие от древних, не могут не знать современные язычники.
Знают, но не принимают. Знают, но отвергают это откровение Свыше.
Оно им не нравится. Знаете почему?..
Им милее их нынешняя жизнь. Никакое Царство Небесное им не нужно.
Они хотят тут, на этой земле, пожить полновесной жизнью.
То, что этот мир отравлен грехом – их не волнует. Они и грех отвергают как таковой.
Для них он не существует. А то, что мир из-за него живет по закону взаимопожирания – их не особо волнует.
Они легко встраиваются в его «пищевые цепочки».
Они и сами готовы грызть других за свое место под солнцем – и успешно делают это.
Что ж – такова реальность.
А все новодельные яркие обертки, в которые заворачивают свою языческую философию жизни современные язычники (навь, правь, явь и т.п.), никого не должны обманывать.
Наоборот – ничего кроме отвращения вызывать они не могут.
Ибо это лицемерная маскировка – на обычной языческой сути: хотим взять от этой жизни все.
Чем «Средиземье» Толкиена хуже? Только он не пытался выдать свои художественные творения за откровения свыше.
Так что древние язычники были честнее. Они просто жили по природе, не строя никаких концепций – и никого, в том числе и себя, не обманывали.
Однако и это еще не все.
Увы – еще во времена Христа язычество так просто свои позиции не сдавало и всегда конкурировало с Его учением.
И Он постоянно указывал на это.
Так было – так есть и сейчас.
Потому что всегда были люди, которые не прочь на себя надеть лицемерные маски: мы, дескать, христиане, но на самом деле жить по языческим законам.
Вот и сейчас среди православных христиан, сколько таких на самом деле – «православных язычников» - одному Богу известно.
И в Церковь ходим на службы, и исповедуемся, и причащаемся – а все равно язычники.
Почему? Да потому, что как и обычным язычникам нам никакого Царства Небесного не нужно.
Нам и здесь хорошо. И дай, Господи, нам здесь пожить полновесной жизни - здоровыми и благополучными. И ничего другого нам не нужно.
Увы, увы, увы – нам!..
Сколько нас таких, православных язычников!?..
На не нужно ни само Царство Божие, ни правда Его. Нам подай это царство этого мира и чтобы устроиться в нем получше.
Мы еще хуже современных язычников. Те хоть не строят из себя христиан – не изображают их.
А мы – лицемеры! Мы повинны в этом самом отвратительном грехе, который так жестко клеймил Сам Иисус Христос.
Увы – нам! Как избежим геенны огненной?..