Лирическая трагикомедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой режиссера Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии Рязанов, в основу сюжета легла байка тех лет о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов), продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома.
Эта легенда, как переходящее знамя, следовала за Рязановым и Брагинским повсюду: они слышали ее в Москве, Ленинграде, Одессе… И в какой-то момент им даже показалось, что это вполне реальный случай, но, увы, байка была выдумана народом, и не более того… Тем не менее, выдуманный сюжет лег в основу любимого многими фильма.
Во время разработки главного персонажа, Рязанов и Брагин вдохновлялись образами Дон Кихота, чаплиновского Чарли и даже князя Мышкина. По одной из версий прототипом Юрия Деточкина был Борис Венгровер - известный вор-домушник, который почти все вырученные от краж деньги тратил на Саженевскую школу-интернат в Рязанской области.
Однако, несмотря на весьма благородный посыл фильма, редакторам Госкино не понравилось обстоятельство, что симпатичный во всех смыслах главный герой ворует машины. По их мнению, было бы намного лучше, если бы он просто сообщал о людях, живущих на нетрудовые доходы, в ОБХСС.
Фильм под рабочим названием «Угнали машину» уже был запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий. Цензор побоялся, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины…
В результате подобных мер съемки фильма были «законсервированы» до лучших времен, а сценарий переработан в повесть. Следующий шанс продолжить работу над «Берегись автомобиля» Рязанов получил лишь после того, как на экраны вышел другой его фильм «Дайте жалобную книгу».
Изначально Юрия Деточкина должен был играть Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на длительные гастроли в Африку и, в результате, принять участие в съемках не смог.
Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, однако режиссер фильма, Эльдар Рязанов, решил, что лучше Ефремов сыграет милиционера Максима Подберезовикова, на роль которого, кстати, пробовался Юрий Яковлев.
Свой выбор Эльдар Александрович остановил на Иннокентии Смоктуновском. Однако Смоктуновский, который незадолго до этого сыграл Гамлета, наотрез отказался исполнять роль какой-то совершенно непонятной личности по фамилии Деточкин.
Тогда хитрый Эльдар Рязанов приехал на дачу к Смоктуновскому и очень долго его уговаривал: в буквальном смысле не уходил из гостей, пока тот не сдался и не согласился. Более того, Рязанов не уходил до тех пор, пока Смоктуновский не выдал режиссеру расписку о том, что согласен играть в его новом фильме.
Большинство сцен фильма снимали на натуре – это значит на улице. И, если вы помните, в самом начале фильма голос за кадром утверждает, что данная история произошла в неизвестно каком городе. Однако уже в сцене беседы в пивном баре Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся… в Москву.
Машину «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин уходил от погони, зритель также может видеть в «Бриллиантовой руке», а также в фильме «Три тополя на Плющихе», где ею управлял Олег Ефремов.
Позже машина была размещена в музее киноконцерна «Мосфильм»
Специально для съемок в фильме Иннокентий Смоктуновский, по настоянию Эльдара Рязанова, сдал на водительские права, хотя, конечно же, все трюки в фильме выполнялись профессиональными каскадерами…каскадерами без комбинированных съемок!
То есть каскадер на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком, взлетал на двигающийся трейлер, бросал машину под откос… В общем, все сам, и никаких спецэффектов!
А вот подруга Деточкина Люба, которую в фильме сыграла Ольга Аросева, сама водила троллейбус по улицам Москвы. Актрисе действительно пришлось освоить новую для себя профессию, получить права водителя троллейбуса и даже выйти на настоящий маршрут.
Пассажиры в салоне, кстати, тоже были настоящими, а не массовкой.
В завершающем эпизоде фильма, когда побритый наголо Деточкин подходит к троллейбусу и говорит: «Здравствуй, Люба, я вернулся!», оператору необходимо было снимать крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, а затем переводить камеру на Деточкина.
И в этот момент, чтобы следить за крупным планом Деточкина, на место Аросевой сел сам маэстро – Эльдар Александрович Рязанов. И, собственно, саму реплику Смоктуновский произносил, глядя в глаза режиссеру. Надо сказать, что такого количества дублей никто не предполагал: ну никак не получалось у Смоктуновского, глядя в глаза Рязанову, сказать «Здравствуй, Люба!».
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!