Найти в Дзене
Василий Волков

Аэробные упражнения и истощение энергии в мышцах. Сравнение разной интенсивности

Оглавление

Скелетная мышца человека достаточно сложно устроена. Она состоит из мышечных волокон, которые отличаются между собой различными морфологическими и функциональными свойствами, а также порогом активации (то есть разным волокнам нужен разный стимул для включения в работу).

Исходя из этого, когда мы планируем тренировочный процесс и ожидаем каких-то адаптаций, желательно понимать работали ли вообще и среагировали ли на нагрузку те или иные мышечные волокна. Сегодня на обзоре работа, в которой приводится один из аргументов в пользу того, зачем эти закономерности надо знать.

Идея эксперимента

Проверить гипотезу, что истощение гликогена в разных мышечных волокнах зависит от интенсивности упражнения.

Испытуемые и дизайн

14 испытуемых на велотренажере выполнили два экспериментальных нагрузочных протокола:

  • «НЕПРЕРЫВНЫЙ» - равномерная работа с интенсивностью 30% МПК (легко) в течение 3-х часов;
  • «ИНТЕРВАЛЬНЫЙ» - 10 интервалов по 1 минуте с интенсивностью 120% МПК (тяжело) с отдыхом 5 минут.

Что измеряли

Пробы мышечной ткани из четырёхглавой мышцы бедра для анализа содержания гликогена (внутримышечный запас углеводов) были получены до и сразу после для обоих протоколов.

Результаты

Оба протокола привели к снижению содержания гликогена в мышечных волокнах и характер истощения зависел от протокола (рис.1).

Рисунок 1. Изменение концентрации гликогена в различных мышечных волокнах после упражнения у двух групп.
Рисунок 1. Изменение концентрации гликогена в различных мышечных волокнах после упражнения у двух групп.

В «НЕПРЕРЫВНОМ» протоколе только 6% волокон типа I не тратили гликоген, по сравнению с волокнами типа IIA и IIX (70 и 96% соответсвенно).

Противоположное распределение наблюдалось после «ИНТЕРВАЛЬНОГО» протокола - около 85% волокон типа I не потратили гликоген, тогда как типы IIA и IIX были заметно истощены.

Выводы

Было обнаружено, что выполнение упражнений уменьшает содержание гликогена в различных мышечных волокнах и характер этого истощения зависит от типа выполняемых упражнений. Абсолютное содержание гликогена значительно снизилось после обоих протоколов, но было несколько большим после интенсивных упражнений.

Дополнительные комментарии

Сильные стороны - принципиально разные интенсивности и биопсия;

Отчасти слабые - мало людей и они не очень тренированные, но от этого смысл не теряется;

Что в итоге:

  1. Мы видим, что в рамках одного упражнения (чего уж там говорить про смену техники!) энергетический субстрат может расходоваться по разному в зависимости от уровня нагрузки;
  2. Если допустить, что «энергетические проблемы» в клетке являются маркером ее работы в принципе и одним из условий для роста ее производительности, то где тогда мы должны получить полезные адаптации? Наверное, в тех мышечных волокнах, которые работали;
  3. Поэтому, как минимум, когда мы слышим, что люди предлагают тренировать выносливость, мощность, координацию или ещё какую-то функциональную силу, желательно бы уточнить про какие волокна идёт речь;
  4. Работы такого плана очень важны для понимания физиологии упражнения и повышения эффективности тренировок.
Получить доступ к неопубликованным лекциям, статьям и другим материалам, а также поддержать нашу работу можно на Boosty
Сейчас там опубликованы следующие материалы:
1. Конкурентный тренинг (лекция).
2. Весогонка в единоборствах (лекция).
3. Плиометрика в фитнесе (лекция).
4. Метаболические эффекты упражнений (доклад).
5. Зона жиросжигания - что мы о ней знаем (лекция).
6. Физиология аэробного и анаэробного порогов, МПК (лекция).
7. Все про Дроп-Сет (лекция).
8. Локальное жиросжигание (лекция).
9. Ишемический тренинг. Часть 1 и 2 (научный доклад).
10. Физподготовка в волейболе (три лекции).
11. Биоэнергетика спорта (обзорная лекция).
12. Классификация аэробных и анаэробных упражнений (лекция).
13. Статодинамика: 30 лет обсуждений Часть 1 (лекция).
14. Семинар «Физиология жиросжигания» (3 лекции по 3 часа).
15. Разное количество повторений. Обзор эффектов для массы, силы и выносливости (лекция).
16. Предпосылки для локального жиросжигания (доклад).
17. Концепция физподготовки на примере игрового вида спорта (лекция).
18. Теория и методика интервальной тренировки (лекция 2 часа).
19. Некоторые экспериментальные факты о физической подготовке боксера (доклад).
20. Дефицит калорий: диета или упражнение? (лекция).
21. NEW! Влияние физкультуры на здоровье. Новые научные данные (лекция).
22. NEW! Теория и методика силовой тренировки. (Лекция. Часть 1).

Дополнительные материалы по теме:

Что лучше восстанавливает энергию в мышцах - фастфуд или спортпит? Научный эксперимент

Судьба съеденного белка. Эксперимент по изучению азотистого баланса

Когда углеводы превращаются в жир? Что говорит наука

Меняются ли пульсовые зоны, если меняется техника лыжного хода?

Источник: Carter H, Pringle JS, Boobis L, Jones AM, Doust JH. Muscle glycogen depletion alters oxygen uptake kinetics during heavy exercise. Med Sci Sports Exerc. 2004 Jun;36(6):965-72.

Наука
7 млн интересуются