«Сырое великолепие парков» Царского Села, авангардное кафе «Бродячая собака», «знаменитая кровля» Фонтанного дома и тюрьма «Кресты» — вспоминаем известные петербургские места, которые описывала в своей лирике Анна Ахматова.
Шереметевский дворец располагается на набережной реки Фонтанки, по которой он получил свое второе название — Фонтанный дом. Усадьба принадлежала пяти поколениям дворянского рода Шереметевых. В этом доме Ахматова прожила в общей сложности более 30 лет. Впервые поэтесса поселилась в Фонтанном доме осенью 1918 года. Два года она жила здесь в квартире своего второго мужа — ассириолога Владимира Шилейко. Он занимался восточными языками, переводил «Эпос о Гильгамеше». Их квартиру Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: Шилейко переводил древние тексты с клинописных табличек, которые лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. В 1922 году супруги расстались и разъехались, но брак расторгли лишь через четыре года. Именно тогда Анна Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом: переселилась к своему третьему мужу, Николаю Пунину, который жил в южном флигеле дворца.
«Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…»
«Особенных претензий не имею», 1952 год
Поэтесса вдохновлялась богатой историей дворца: здесь жили поэт Петр Вяземский и бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая стала женой графа и рано умерла от чахотки, а художник Орест Кипренский писал портрет Александра Пушкина. История Фонтанного дома, переплетенная с личной историей Анны Ахматовой, нашла отражение в «Поэме без героя». Ахматова писала в «Прозе о поэме»: «… в дело вмешался сам Фонтанный Дом: древние, еще шведские дубы. Белый (зеркальный) зал — через площадку, где пела сама Параша для Павла I, уничтоженный в… году грот, какие-то призрачные ворота и золотая клинопись фонарей в Фонтанке — и Шумерская кофейня (комната В.К. Шилейко во флигеле)…» Сегодня в Фонтанном доме находится мемориальный Музей Анны Ахматовой.
Автор: Александра Косоротикова