Слово “импровизация” известно всем и каждому, хотя объяснить его смысл простыми словами вряд ли сразу удастся. Первоначально этот термин обозначал произведение искусства, созданное без предварительной подготовки. Со временем это слово стали применять в более широком смысле.
Относится ли импровизация к актерскому мастерству? Безусловно. Более того, игровая импровизация выделена в отдельный вид театрального искусства. Она способствует исследованию привычных паттернов поведения и уходу от шаблонов и заезженных схем. Для актера, который чуть ли не ежедневно меняет образы, уход от стереотипов крайне важен. Умение действовать без сценария отлично выручит и в форс-мажорных ситуациях, которые периодически случаются на театральной сцене или съемочной площадке. Забывается текст, непредсказуемо ведет себя партнер - профессионал должен уметь выйти из подобной ситуации с достоинством. Желательно так, чтобы зрители ничего не заметили. А как порой украшают блестящие актерские импровизации кинофильм! Порой именно такая неумышленная реакция или фраза становятся истинной “изюминкой”, которой и запоминается кино. Возьмем, например, “Сияние” Стенли Кубрика. Этот шедевр хоррора снимали более чем тщательно, ведь режиссер всегда славился скрупулезностью и перфекционизмом. Самая знаменитая сцена “Сияния” - когда герой Джека Николсона проламывает топором дверь, а затем зловеще произносит “А вот и Джонни!”, отчего сцена становится не просто пугающей — гротескной. Но мало кому известно, что в сценарии этой реплики не было. Николсон сам добавил ее, позаимствовав, в свою очередь, у одного известного вечернего шоу. Такими словами конферансье приглашал на сцену ведущего - Джонни Карсона. Импровизация Николсона пришлась настолько к месту, что теперь эта фраза практически культовая. И таких примеров можно вспомнить огромное множество.
Но, как сказал драматург и сценарист Леонид Зорин, “В искусстве, в художестве, в футболе — импровизация тогда эффективна, когда мастерство почти безошибочно”. Импровизировать тоже надо уметь, приобретать этот навык и доводить до совершенства. Сразу возникает вопрос: каким же образом?
Первый принцип импровизации - не пытаться импровизировать. Звучит странно? Однако сама суть импровизации - это невозможность подготовиться к сложной ситуации, когда она, собственно, и требуется. Ведь в этот момент мобилизуются все внутренние силы человека, вся его психика направлена на решение внезапно возникшей проблемы. И подобная мобилизация творит чудеса, выдавая наилучший вариант, который только возможен. Но для этого необходимо четко знать свои возможности, многократно повторяя свою роль, варианты поведения, меняя их и отрабатывая снова и снова. Следующий необходимый шаг - развивать взаимодействие с партнерами по сцене, чувствовать их, “ловить” слова и эмоции. Вы, наверное, видели теннисные матчи? Теннисист всецело настроен на своего противника, он пытается предугадать дальнейшие его действия по положению тела, настрою, замаху для удара. Мгновенная реакция здесь — результат долгих тренировок. У актеров все примерно так же. Умение взаимодействовать, синхронизируя все действия, вплоть до дыхания, достигается при помощи упражнений типа “Зеркало”: партнеры по этюду “зеркалят” друг друга, пытаясь добиться максимального единства. Если же оно достигается, то в случае любой заминки партнеры по сцене могут мгновенно среагировать и спасти ситуацию.
Удачной импровизация бывает только тогда, когда актер полностью уверен в себе. Недаром самые лучшие импровизации бывают у профессионалов своего дела, с огромным опытом. Поэтому, чтобы выйти за пределы (а это именно тот случай!), необходимо для начала эти пределы знать.