Найти в Дзене

Как уберечь подростков от зависимостей 3 шага

Почему подростки подвержены зависимостям?
Потому что подростковый возраст - это период, когда меняется объект "нормальной" зависимости. А значит - есть риск построить "ненормальную" зависимость. Чтобы уберечь подростков от зависимостей, важно понимать такие глубинные причины.
Раньше маленький человек больше опирался на родителей, и немного - на друзей или учителей. Сейчас подросток опирается на друзей, на себя, и меньше - на учителей и родителей. Кроме того, если раньше опирался больше на друзей своего пола, то теперь друзья своего пола не всегда могут быть опорой - например, могут подставить подростка, чтобы выиграть конкуренцию за друга противоположного пола.
Для того, чтобы так поменять объект зависимости, нужны силы отдалиться от предыдущей опоры. Кроме того, нужно много сил для нового типа "нормальной" зависимости - если родители, хоть и бывают в разном настроении, в целом всегда остаются моими родителями, то друзья, которые теперь так же важны, как и родители, могут быть с
Оглавление

https://pixabay.com/ru/photos/%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b8-%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b7%d1%8c%d1%8f-%d0%b2%d1%81%d0%b5-%d0%b2%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5-%d1%81%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d1%8b%d0%b9-4050698/
https://pixabay.com/ru/photos/%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b8-%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b7%d1%8c%d1%8f-%d0%b2%d1%81%d0%b5-%d0%b2%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5-%d1%81%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d1%8b%d0%b9-4050698/

Почему подростки подвержены зависимостям?
Потому что подростковый возраст - это период, когда
меняется объект "нормальной" зависимости. А значит - есть риск построить "ненормальную" зависимость. Чтобы уберечь подростков от зависимостей, важно понимать такие глубинные причины.
Раньше маленький человек больше опирался на родителей, и немного - на друзей или учителей. Сейчас подросток опирается на друзей, на себя, и меньше - на учителей и родителей. Кроме того, если раньше опирался больше на друзей своего пола, то теперь друзья своего пола не всегда могут быть опорой - например, могут подставить подростка, чтобы выиграть конкуренцию за друга противоположного пола.

Для того, чтобы так поменять объект зависимости, нужны
силы отдалиться от предыдущей опоры. Кроме того, нужно много сил для нового типа "нормальной" зависимости - если родители, хоть и бывают в разном настроении, в целом всегда остаются моими родителями, то друзья, которые теперь так же важны, как и родители, могут быть со мной, а могут - не быть. На себя опираться тоже страшновато - может получиться, а может - не получится, и высмеют и родители, и друзья. Чтобы уберечь подростков от зависимостей, важно дать им силы отдалиться от более ранней опоры. Это окупится.

А если человек, от которого я завишу, меня предал, либо может предать в любой момент, то мне надо либо это пережить, либо "уже остановить этот ужас" - то есть страх, беспомощность, растерянность, гнев, обиду и любую смесь сильных чувств. Как "хорошо", что есть игровые автоматы, наркотики, алкоголь, курение - это более предсказуемые обьекты, чем люди. Главное - их достать, а там уж будет "блаженство" "расслабона" и "позитива".

Как тогда уберечь подростков от зависимостей?

https://pixabay.com/ru/photos/%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%b8-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b0-%d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c-1917895/
https://pixabay.com/ru/photos/%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%b8-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b0-%d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c-1917895/

Шаг 1. Правильные методы общения с подростками.

Чтобы уберечь подростков от зависимостей, важно хорошее общение с подростками. Это сильное подспорье для того, чтобы подросток пережил "переход зависимости", этот сильнейший жизненный шторм, не прибегая к нездоровым зависимостям.

Задача методов общения ниже - привить подростку опору на себя. За счет 3-х методов общения ниже, подросток сможет "нащупать" себя, сориентироваться в том, какой он и что с ним. Эта опора поможет ему не попасть в зависимость, а если уж попадет - найти в себе (невероятные) силы вернуться в нормальную жизнь.

1. Больше слушайте, меньше говорите.

"Расскажи мне", "Покажи мне", "Научи меня", "Да, мне интересно, о чем эта компьютерная игра - что, старик не может попробовать себя в игре для подростков?"

3. Больше спрашивайте, меньше поучайте.
"Учитель по физике понятно объяснил тему?", "А я могу тебе объяснить по биологии то, что ты говоришь не понял?", "А где твои друзья учатся/работают? А то иногда можно попасть на развод с работой. Рассказать, как я попадал?... Ок, расскажу в другой раз".

2. Не бойтесь получить неприятный ответ, будьте открыты. Но и не допрашивайте.

Если подросток вдруг стал очень тихим или очень агрессивным, больше общайтесь с ним. Называйте его чувства "Ты, наверное, считаешь несправедливым, что отец ушел?", "Ты, может быть, считаешь, что мы тебя предали - обещали купить велосипед за хорошую оценку, а теперь у нас действительно нет денег. Я бы тоже так считала" (кстати, не лучшая идея так мотивировать на хорошие оценки, потому что смещается мотивация - учишься для подарка, а не для того, чтобы стать умнее).

Если есть признаки перемены в подростке, время подсобрать больше информации о нем - от родителей его друзей, от родственников, от учителей. Это должен быть максимально честный сбор информации, а не паника "ой, с ним все ок?". Если делать в панике, то будет либо "да ок все", либо "да не может быть ок, лучше 20 раз проверить" - ни один из этих подходов не будет полезен, так как оба варианта - крайности. Но лучше всегда иметь много информации о своем чаде - просто чтобы при необходимости быстрее сориентироваться, сопоставить факты без паники, но и без "да ладно".

https://pixabay.com/ru/photos/%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bf%d0%b0%d0%ba%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5-5405469/
https://pixabay.com/ru/photos/%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bf%d0%b0%d0%ba%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5-5405469/

Шаг 2. Забота о себе, чтобы было, что отдать подростку.

Уже предыдущие рекомендации не просто выполнить даже идеальному родителю - супергерою, который никогда не устает, способен разрешать семейные конфликты лучше самого мудрого дипломата, способен не думать о себе и быть сильным и счастливым. Это непосильная задача. Но чем лучше вы сможете честно общаться с подростком, тем меньше вероятность, что он подпадет под зависимость. Подросток может вымотать любого - родителя, учителя. Чтобы уберечь подростков от зависимостей, будьте дипломатичны, но честны с ними.

Есть ролик, где милый двенадцатилетний ребеночек в свой тринадцатилетний день рождения, ровно по бою часов, превращается в монстра-подростка. Его мама и папа, стоя обнявшись около подростка, начинают рыдать, и отец говорит матери "Дорогая, ну давай не будем расстраиваться, это испытание подростком продлится всего лишь каких-нибудь пять лет".

Вам будет очень непросто, но ваш труд может вознаградится. Как вы можете поддержать себя? С кем из людей вам приятно общаться? Картины какого художника вам нравятся и почему? Вы лучше сходите на массаж или в бассейн? Возможно, у вас возникнет чувство сопричастности

Если вы будете заботиться о себе, у вас будет больше ресурсов адекватно общаться с подростком. Вы не будете легко поддаваться на "Дай денег. Какая разница, зачем?", и давать деньги, лишь бы отстал, потому что валюсь с ног. Дать денег без объяснений проще, чем понять, чего хочет подросток. В усталом состоянии вы можете просто дать деньги, а в ресурсном - задумаетесь, как подросток выглядел, почему попросил именно столько, и т. д. И все это поможет уберечь ваших подростков от зависимостей. Потому что вы сможете показать пример здорового обращения с тяжелыми эмоциями. А это - верная профилактика зависимостей.

https://pixabay.com/ru/photos/playmobil-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b8-%d0%b2%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b0-%d0%b1%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0-451203/
https://pixabay.com/ru/photos/playmobil-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b8-%d0%b2%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b0-%d0%b1%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%b4%d0%b0-451203/

Шаг 3. Беседуйте о зависимости с точки зрения устройства мира.

1. Ненавязчиво указывайте ребенку на реальных зависимых людей и на последствия.
"Вот сосед дядя Коля в 18 начал колоться, в 21 умер",
"Тетя Вера курит 20 лет и теперь бегает плохо - за автобусом бежать даже тяжело. А вначале-то, конечно, последствия курения не видны",
"Уж не знаю, правда ли, чувак с Ютуба проиграл 2 миллиона, хотел отыграться, чтоб закрыть долги, но чем больше играл, тем больше долгов. Долги 7 миллионов, теперь минимум 10 лет работать, экономить на всем, чтоб только долги отдать. Ну или отыгрываться и спустить последнее, оставшихся друзей растерять".

Чтобы уберечь подростков от зависимостей, важно отвечать на их вопросы о зависимостях, а не просто обвинять зависимых людей. Если ребенок спросит, "А почему дядя Коля так быстро умер?", можно рассказать ему о СПИДЕ, передозировке и прочих возможных причинах. Если спросит "А почему чувак с Ютуба начал играть?", можно рассказать, что он не знал, что можно за пару минут выиграть сумму, которую за год не заработаешь, и это так понравится, что потом всю жизнь люди надеются выиграть снова, а на самом деле проигрывают все больше и больше. Но не стоит рассказывать о причинах, если ребенок не задал дополнительных вопросов.

2. Говорите о зависимости так, чтобы ребенку была понятна суть.

Если ребенку интересна математика, подсчитайте на примере, сколько алкоголик тратит на водку, и сколько - на лечение болезней, связанных с алкоголизмом. Если ребенку интересна биология, поизучайте, правда ли легкие курильщика такие же, как на сигаретах, и нарисуйте схему, как именно легкие такими становятся (либо вместе докажите обратное). Если ребенку интересно то, почему его одноклассники хотят быть похожими на других (социология, психология), поговорите об этом, и заодно поговорите о том, почему одному человеку трудно противостоять группе одноклассников, которые предлагают ему покурить или сделать что похуже.

Возможно, вы придумаете более интересные темы для бесед с ребенком о том, почему люди подталкивают других к зависимостям, почему именно подростков обычно подталкивают к этому. Тогда у ребенка будет внутренний ответ на "Ты предков что ль слушаешь? Вот лох. Посмотри, сколько успешных людей употребляют, и ничего" (ну пару месяцев пореабилитировались, максимально это не афишировали, и мучаются еле способные скрыть это, правда "ничего"). А дальше он, опираясь на внутреннюю опору, созданную шагами 1 и 2, сможет выбрать стратегию поведения.

Вывод

Удачи! Пусть ваше терпение и работа над собой помогут уберечь подростков от зависимостей!

Вы на канале "Психологический Разворот". Читайте больше о зависимостях, о подростках, о психологических травмах, о предотвращении конфликтов в семье и о триггерах. Выбрать интересующую вас статью вы можете в оглавлении канала.

Ставьте лайки, подписывайтесь, комментируйте. Это стимулирует больше и интереснее писать для вас. Связаться с автором можно в Телеграм.