Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 13:1-9. Гибель в храме: это наказание от Бога?

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лук.13:1).

Точно неизвестно, что это была за резня, учиненная Пилатом. Этот прокуратор отличался особой жестокостью и буйным нравом. Он постоянно устраивал массовые убийства в Иудее, желая показать свою власть. Об этих неоднократных побоищах упоминает в своих трудах римский историк Иосиф Флавий. Чем были вызваны конкретные казни, упомянутые Лукой, неясно, потому что о них говорит только этот евангелист. Однако известно, что в 36 г. по Р.Х. за подобные убийства самарян, поклоняющихся на горе Гаризим, Понтий Пилат был отозван кесарем.

С другой стороны евреи во время правления Пилата постоянно организовывали восстания во главе с зелотами, иудейскими религиозными террористами, периодически нападавшими на римские гарнизоны. Скорее всего, Лука пишет о случае, когда очередное нападение на солдат в Иерусалиме со смертельным исходом так разъярило римских воинов, что они ворвались в храм во время жертвоприношений. И под их горячую руку попались ни в чем неповинные паломники из Галилеи.

Информация об этом случае быстро распространилась по стране и широко обсуждалась иудеями. Но обсуждалась в таком ключе: раз Бог в Своем храме допустил такое избиение, значит убитые галилеяне были очень грешны. Значит Господь не захотел их простить, и Его орудиями стали языческие солдаты. Какой-то страшный грех совершили эти галилеяне, которых многие в Иудее самих считали язычниками. Им вообще в храме было не место, вот Бог и покарал их.

Иногда и мы искушаемся думать подобным образом. Тот или иной человек нам не нравится, у нас с ним натянутые отношения, мы считаем, что он ведет неправильный образ жизни, не понимаем его образа мыслей и даже считаем, что ему не место в собрании святых. И когда с этим человеком случается неприятность и даже беда, то какая в нашем сознании сразу всплывает мысль? «Это его Бог наказал. Это ему за его грехи». Мы с удовлетворением ухватываемся за такой вердикт, смакуя его, делясь с окружающими и думаем, что в этом Божья воля.

Но угодно ли это Богу? Вот что говорит Иисус: «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:2-5).

Этот ответ созвучен словам Господа, сказанным Им в Нагорной проповеди: «Ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31). Только здесь в 13-й главе Евангелия от Луки Иисус говорит о покаянии, без которого невозможно спасение.

О чьем покаянии говорит Иисус? Галилеян? Или тех, кто не успел даже подумать, как оказались погребенными под развалинами Силоамской башни? Нет, не этих людей. А тех, кто их вздумал осуждать за надуманные страшные грехи.

Христос обращается к тем живущим и здравствующим иудеям, которые составили о невинно убиенных свое собственное мнение. Иисус призывает к покаянию злобных, мстительных, язвительных и злорадных поборников праведности. Тех, кто решил, что сами они гораздо лучше выглядят в глазах Божьих, чем те, кого Он, по их мнению, покарал.

Друзьям Иова, обвинявших страдальца во всех тяжких, Господь повелел принести семикратную жертву, чтобы гнев Божий не истребил их.

Мы должны всегда понимать и помнить, что милость всегда превозносится над осуждением. И если даже враг твой находится в беде, я должен не злорадствовать, но постараться чем-то помочь. Так учит нас Слово Божье.

Говоря о спасительном покаянии, Иисус присовокупил притчу.

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лук.13:6-9).

Смоковницы часто сажали в виноградниках в качестве опор для виноградной лозы. Смоковница приносит плоды три раза в год, причем первый урожай весной созревает быстрее появления листьев. Дерево из притчи Иисуса не давало никаких плодов в течение двух лет, и на третий год на ней тоже не нашлось ничего.

Христос ищет плод покаяния иудейского народа, но находит лишь голые ветки законничества, злорадства, лицемерия и жестокости. Те, кто должен был прежде всех быть благочестивым, показывать пример истинной веры как в среде собственного народа, так для народов, окружающих Иудею, на поверку оказался сродни сухому дереву, которое постигло проклятие.

Что делать с таким деревом? Что делать с таким народом? Как привести его к покаянию?

Богу осталось последнее средство – крестная смерть. Оставались считанные недели до этого события. Три года Иисус показывал Израилю, каков Бог и чего Он ждет от людей. Но время Христа подходило к концу. «Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом» (Лук.13:8).

Заботливый уход за смоковницей иллюстрирует последние лучи Божьего присутствия среди Израиля, последние важнейшие наставления как для учеников, так и для всего божьего народа. Это иллюстрация особой заботы Христа, проявление Его любви – «до конца возлюбил их» (Ин.13:1). Так возлюбил, что отдал Себя на крест, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» (Лук.13:9).

И если такое свидетельство любви Божьей не расположит людей к покаянию, то этих людей уже ничто не сможет спасти для вечности. В день Второго пришествия Христа им будет вынесен суровый приговор: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный» (Мф.25:41).

«Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь» (Лук.3:9). Пень выкорчевывают и на его месте сажают другое дерево.

«Сруби ее: на что она и землю занимает?» (Лук.13:7).

Что значит занимать землю?

Это значит занимать не свое место. Это значит неверно использовать или вообще не использовать свой духовный дар. Проявлять небрежность, нерадение, лень. Это значит жить только в свое удовольствие, пренебрегая своим долгом. Это значит не выполнять свои обещания, вводить в заблуждение, обманывать надежды.

И если такого нерадивого работника нормальный начальник производства просто выгонит, то в Божьем винограднике его ждут плач и скрежет зубов. Лукавый и ленивый раб получит свою плату за свой «труд», если не покается и не принесет плод покаяния.