Найти в Дзене

Собаки в живописи

Оглавление

Сегодня мы рассмотрим несколько картин на которых изображены люди и их собаки, чтобы понять различные отношения, которые существуют между человеком и собакой.

Обучающий

Жан-Леон Жером был академическим художником в то время, когда во Франции развивался импрессионизм. Однако, несмотря на его чрезвычайно реалистичный и театральный стиль, основанный на традициях и идеализированном образе Древнего Рима, Греции и Востока, он также высоко оценил изобретение фотографии и ее влияние на искусство. "Фотография - это искусство. Фото заставляет художников отказаться от своей старой рутины и забыть свои старые формулы. Фото открыло нам глаза и заставило нас увидеть то, чего раньше мы не видели; великое и невыразимое служение искусству. Именно благодаря фотографии Истина наконец-то вышла из тени".

Жан Леон Жером, "Диоген", 1860, Художественный музей Уолтерса, Балтимор, Мэриленд.
Жан Леон Жером, "Диоген", 1860, Художественный музей Уолтерса, Балтимор, Мэриленд.

На этой картине мы видим, как греческий философ Диоген в своем глиняном горшке зажигает лампу в середине дня, чтобы "найти честного человека". Собаки окружают его, внимательно наблюдая, как ученики. Хотя, по словам Диогена, именно люди должны учиться у собак. Термин "циник" происходит от греческого слова, означающего "похожий на собаку", и Диоген полностью согласился с этим утверждением.

Защитник

Много лет Энтони ван Дейк был придворным художником короля Карла I, страстного коллекционера произведений искусства. Его стиль развивался, пока он был в Англии, становясь более расслабленным и интимным, сохраняя при этом авторитет натурщика. Портреты Ван Дейка произвели революцию в портретной живописи в Англии и продолжали оказывать на нее влияние в последующие десятилетия.

 Энтони ван Дейк, "Пятеро старших детей Карла I", 1637 год, Фонд королевской коллекции, Галерея королевы, Виндзорский замок, Лондон, Великобритания.
Энтони ван Дейк, "Пятеро старших детей Карла I", 1637 год, Фонд королевской коллекции, Галерея королевы, Виндзорский замок, Лондон, Великобритания.

На этой картине мы видим пятерых детей Карла I. Они сочетают детскую невинность с аурой авторитета, ожидаемой от членов королевской семьи; особенно двое старших, которые смотрят прямо на нас с серьезными, но все же любопытными лицами. Кажется, что их поддерживает элегантная одежда, которая заставляет их выглядеть старше, чем они есть. В центре композиции мы также видим терпеливо сидящую гигантскую собаку, оказывающую физическую и моральную поддержку юному Карлу II, который опирается на нее. Очевидно, что собака провела много времени с детьми, защищая их и выполняя их прихоти.

Успокаивающее присутствие

Хосе Морено Карбонеро был испанским художником и декоратором. Видный представитель Малагской школы живописи, он считается одним из последних великих исторических художников 19-го века. В 1875 году он отправился в Париж благодаря стипендии, предоставленной местным правительством Малаги. В Париже он присоединился к мастерской художника Жана-Леона Жерома.

Хосе Морено Карбонеро, "Принц Карлос Вианский", 1881 год, Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Хосе Морено Карбонеро, "Принц Карлос Вианский", 1881 год, Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Старший сын короля Хуана II Арагонского и королевы Бланки Наваррской, Карлос де Виана был наследником обоих тронов, но его отец отрекся от трона в пользу другого своего сына Фернандо. Фернандо заставил Карлоса отказаться от общественной жизни и от управления страной. Смирившись Карлос посвящает себя чтению и занятиям в библиотеке неаполитанского монастыря, где он нашел убежище, в сопровождении верной собаки. Спящая собака привносит спокойствие в картину. Принц Карлос все еще кажется убитым горем, но он не один, и как только собака проснется, она наверняка отвлечет хозяина от меланхоличных размышлений.

Друг

Бартоломео Пассаротти был итальянским художником периода маньеризма. Он работал в основном в своей родной Болонье. "Портрет Мужчины с собакой" показывает нам взаимную привязанность между собакой и владельцем.

Бартоломео Пассаротти, "Портрет человека с собакой", 1585, Музей Капитолини, Рим, Италия.
Бартоломео Пассаротти, "Портрет человека с собакой", 1585, Музей Капитолини, Рим, Италия.

Похожий

Гюстав Курбе, явно сосредоточен на том, чтобы произвести впечатление на нас, а не на своем спутнике. Тем не менее, между ними есть связь, собака сидит прямо и смотрит на нас. Кажется, есть доля правды в понятии "собаки похожи на своих хозяев". В этом случае собака просто кажется чуть менее высокомерной.

Гюстав Курбе, "Автопортрет с черной собакой", 1842, Пти-Пале, Париж, Франция.
Гюстав Курбе, "Автопортрет с черной собакой", 1842, Пти-Пале, Париж, Франция.