С самого начала сюжеты, взятые из литературы, были основными мотивами Братства прерафаэлитов. Шекспир, Китс и Теннисон были одними из многих, чьи работы были увековечены в картинах.
Братство прерафаэлитов было образовано в 1848 году. Они отвергли увлечение Академии Художеств творчеством Рафаэля. Вместо этого они рассматривали работы раннего Возрождения и позднего средневековья до времени итальянского мастера. Они обратились к прошлому, чтобы найти искусство будущего.
1. Джон Эверетт Милле, "Изабелла".
История любви Изабеллы и Лоренцо взята из стихотворения Джона Китса по мотивам рассказа из "Декамерона" Боккаччо. Согласно стихотворению, Изабелла влюбляется в Лоренцо, служащего ее отца. Во время трапезы, которую мы видим на холсте, братья Изабелллы догадываются о тайных отношения и позже убивают Лоренцо. На картине молодой человек пристально смотрит на свою возлюбленную, предлагая ей апельсин. Это был деликатес в то время, поскольку апельсины были редкостью. Сидящие за столом братья замечают нежный жест, и таким образом, пара раскрывается.
Уильям Холман Хант изобразил более позднюю часть истории. После того, как Лоренцо был убит, Изабелла находит его тело и отрезает голову. Позже она помещает его голову в горшок с базиликом. Так как Изабелла много времени проводит с растением, братья крадут горшок и убегают из Флоренции. В результате Изабелла умирает от тоски.
Изабелла Ханта сильно отличается от Изабеллы Милле. Она - крепкая средиземноморская красавица. Художник хотел показать, что она в силах отрезать голову любимому. Молодая женщина обнимает горшок, который украшен черепами, чтобы показать его жуткое содержимое.
В обычной для прерафаэлитов манере, в обеих картинах все продумано до мельчайших деталей. Яркие цвета и жесткость фигур на картине Милле заимствованы из живописи раннего Возрождения.
2. "Офелия" Шекспира
"Офелия" Милле, вероятно, самая популярная работа Братства прерафаэлитов. Картина иллюстрирует событие в "Гамлете" Шекспира. Офелия сходит с ума от горя, когда узнает, что Гамлет, ее возлюбленный, убил ее отца. Читатели узнают о ее смерти из разговора между королевой Гертрудой и братом Офелии, Лаэртом. Королева описывает, как молодая девушка упала в реку, когда собирала цветы, и утонула.
Милле был непреклонен в реалистическом представлении предмета. Он провел лето 1851 года в Суррее, рисуя пейзаж с натуры. Его любовь к деталям привела к созданию пышной природы на холсте. Моделью для Офелии была Элизабет Сиддалл, позже жена Россетти. Ради реализма Сиддалл позировала в ванне, полной воды, с лампами под ней, чтобы вода оставалась теплой. Однако в какой-то момент лампы погасли, и Милле был настолько поглощен своей картиной, что не заметил. В конце концов, Сиддалл заболела пневмонией, и ее отец возложил на художника за это ответственность и потребовал возместить медицинские расходы.
На рубеже веков Джон Уильям Уотерхаус, самый известный наследник стиля прерафаэлитов, написал свою собственную версию Офелии. На его картине безумная принцесса изображена за несколько мгновений до смерти, все еще собирающей цветы. Стиль Уотерхауза более живописный, чем у первого поколения прерафаэлитов. Тем не менее, его близость к их стилю и литературной тематике все еще существует.
3. Данте "Беата Беатрикс"
На протяжении всей своей жизни Данте Габриэль Россети отождествлял себя со средневековым итальянским поэтом Данте Алигьери. Когда он женился на Сиддалл, она взяла на себя роль Беатриче Портинари, возлюбленной и музы Алигьери в "Новой жизни". В 1862 году Сиддалл умерла от передозировки лауданума. Убитый горем муж почтил ее память этой картиной.
Сиддалл изображает Беатриче в пространстве, похожем на сон. Ее глаза закрыты. Она выглядит так, как будто молится. Вокруг нее множество символов. Прямо над ее руками птица оставляет цветок белого мака, растение, из которого делают настойку опия, что указывает на причину смерти Сиддалл. Однако солнечные часы, отбрасывающие тень на число девять, отмечают время смерти Беатриче, то есть 9 июня 1290 года.
На заднем плане мы видим Данте Алигьери с аллегорическим изображением любви в виде ангела. Любовь хранит мерцающую душу Беатрис / Элизабет Сиддалл.
4. Хант "Клаудио и Изабелла"
Мера за меру рассказывает историю Клаудио, молодого человека, приговоренного к смертной казни временным правителем Вены лордом Анджело за то, что он обесчестил свою невесту. Изабелла, сестра Клаудио и монахиня, умоляет Анджело сохранить ему жизнь, в результате чего правитель предлагает ей сделку. Клаудио будет спасен, если она согласится переспать с ним. Однако Изабелла категорически отвергает это предложение. Затем она отправляется навестить своего брата в тюрьме и готовит его к его участи. Однако Клаудио убеждает ее передумать. Это момент, который мы видим на холсте.
Брат и сестра резко контрастируют. Клаудио частично прячется в тени, отводя взгляд от сестры. Он носит яркую и дорогую одежду. Изабелла напротив одета в простую белую монашескую рясу. Она полностью в свете, символизирующем ее чистоту. Лютня позади нее - символ похоти, напоминающий нам о причине затруднительного положения Клаудио.
5. Милле "Мариана"
Милле нарисовал другого персонажа из той же пьесы, Мариану. Она была бывшей невестой Анджело, который бросил ее, когда ее приданое было потеряно в море. С тех пор она жила изолированно, все еще тоскуя по нему. Однако вдохновением для создания картины послужило стихотворение "Мариана" лорда Альфреда Теннисона.
На холсте Мариана разминает спину после долгого сеанса вышивания. Ее поза говорит о ее подавленном состоянии. Перед ней витраж со сценой Блпговещения, скопированный с часовни Мертон-колледжа в Оксфорде. На правой строне девиз на латыни “In coelo quies” ("На небесах есть покой") относится к желанию Марианы умереть. Это мрачная сцена, в которой нет ничего, что указывало бы на возможный счастливый конец для Марианы в пьесе Шекспира.
6. Леди Шалотт
Артуровская поэма Теннисона о проклятой леди Шалотт очаровала викторианцев. В стихотворении рассказывается об одинокой женщине с таинственным проклятием. Она никогда не должна смотреть в окно. Вместо этого она видит внешний мир через зеркало и ткет эти сцены на своем ткацком станке. Однако однажды она посмотрела в окно, а не в зеркало, и увидела проезжающего мимо сэра Ланселота. Следовательно, это активирует проклятие и приводит ее в нестабильное эмоциональное состояние.
Хант изображает самый активный момент в повествовании. Волосы дамы струятся вокруг нее, когда она ходит по комнате. Нити от ткацкого станка обернуты вокруг нее, и она сдирает и с руки, чтобы освободиться. Позади нее находится треснувшее зеркало, в котором мы видим сэра Ланселота.
Уотерхауз нарисовал более позднюю стадию поэмы: "... И вниз по тусклой глади реки, как какой-то провидец в трансе, видящий все свои несчастья - с остекленевшим лицом она смотрела на Камелот. И в конце дня она отпустила цепь. Широкий поток унес её далеко..."
Леди Шалотт знает, что умрет от проклятия из-за ее влечения к Ланселоту. В результате она покидает башню и садится в лодку. К сожалению, к тому времени, когда лодка прибывает в Камелот, Шалотт умирает.
Уотерхауз сохраняет эстетику прерафаэлитов, но технически переходит к экспериментам с импрессионизмом.
7.Мейнхольда "Сидония-колдунья".
Сидония фон Борк - центральный персонаж готического романа Вильгельма Мейнхольда "Сидония-колдунья". Книга была опубликована в 1847 году и рассказывает историю прекрасной, но злой Сидонии. Она была квинтэссенцией роковой женщины, соблазнительной и опасной. Моделью для "ведьмы" была Фанни Корнфорт, любовница и модель Россетти. На картине Сидония - чистое зло. Она смотрит на нас искоса, теребя свое ожерелье. Черно-белый узор на ее платье, который Алджернон Суинберн назвал ‘ветвящимися и узловатыми змеями’, наводит на мысль о ее злобной натуре.