В предыдущей части:
Прошлая часть закончилась началом триумфа бесфортепианного квартета Маллигана. Выпустив первую пластинку, Маллиган сразу обрёл признание по всему миру как новатор и мировая джазовая величина.
В начале следующего 1953-года года Pacific Jazz сделала ещё одну концертную запись коллектива — это выступление квартета со специально приглашённым гостем альт саксофонистом из Нью-Йорка, соратником по записям альбома Дэвиса "Birth Of The Cool", Ли Конитцем — в те месяцы Конитц работал в оркестре Стэна Кентона на Западном побережье. Записи альбома изначально были выпущены на 10-дюймовых пластинках "Lee Konitz Plays with the Gerry Mulligan Quartet" и "Lee Konitz and the Gerry Mulligan Quartet" на Pacific Jazz Records вместе с ранее не издававшимися треками и альтернативными дублями.
позже, в 1957-м вышла долгоиграющая пластинка, объединившая треки с двух предыдущих релизов.
Lee Konitz – alto saxophone
Gerry Mulligan – baritone saxophone - backgrounds 1-6
Chet Baker – trumpet - backgrounds 1-6
Joe Mondragon (tracks 10–12), Carson Smith (tracks 1–9) – bass
Larry Bunker – drums
Pacific Jazz позаботилась, наконец, организовать студийные сессии своего первого главного коллектива — итогом стали пять первых треков, попавших на вторую пластинку квартета — Gerry Mulligan Quartet Volume 2, который вышел в следующем 1953-м году. Добили альбом как всегда концертными записями, сделанными в родном для квартета клубе Heig. Именно к этому времени относится возникновение названия стиля "cool-jazz" — по-английски "cool" — "холодный" или "крутой", в то же время это звучание начало стихийно распространяться по западному побережью, захватывая умы местных джазовых музыкантов: отсюда второе название стиля "West Coast Jazz".
Gerry Mulligan – baritone saxophone
Chet Baker – trumpet
Carson Smith – bass
Larry Bunker – drums
Как видим состав квартета ко второй пластинке претерпел изменения — поменялась ритм-секция. Хотя поздние переиздания включают и более ранние концертные треки с Уитлоком и Гамильтоном на басу и барабанах соответственно.
Но, несмотря на бесспорный успех коллектива, долго оставаться на плаву ему не было суждено: виной всему героинозависимость, которой в то время страдали большинство джазовых музыкантов. Маллиган был арестован и помещён на полгода на ферму шерифа Хонора за хранение наркотиков. За время отсидки лидера ансамбля, Бэйкер начал набирать популярность как солист, исполняя джазовые баллады. Когда же после выхода из тюрьмы саксофонист решил реанимировать квартет он столкнулся с явным нежеланием Бэйкера возвращаться на вторые роли в ансамбль — новые денежные условия, заявленные трубачом поставили крест на перспективах ансамбля в прежней конфигурации. Хотя, с Бэйкером Маллиган и не прекратил своего эпизодического сотрудничества в будущем.
Пришлось искать решение. Им стало переформатирование квартета под принципиально нового инструменталиста — тромбониста. Боб Брукмейер — малоизвестный к тому времени пианист, аранжировщик и клапанный тромбонист — клапанный тромбон не самый распространённый инструмент, как впрочем и баритон-саксофон. Замена в квартете трубы на клапанный тромбон сменила акценты в звучании ансамбля, но не изменила полифонической его сути. Оказалось, что гармоническая "бесфортепианная фишка" Маллигана эффектно работает с разными красками, хотя всё чаще за фортепиано на концертах садятся как сам Джерри, так и Брукмейер. Сотрудничество Маллигана с Брукмейером, в отличии от яркого, но короткого партнёрства с Четом Бэйкером, продлится долгое время. Посмотрите запись телевизионного выступления квартета 1962-го года — обратите внимание, во-первых, на то, как выглядит клапанный тромбон — обычно тромбон ассоциируется с подвижной кулисой, здесь же инструмент снабжён клапанами как на трубе.
Первая запись обновлённого квартета будет сделана Pacific Jazz во время гастролей по Европе в Парижском концертном зале Плейель в 1954-м. Название — "Paris Concert".
Gerry Mulligan - baritone saxophone
Bob Brookmeyer - valve trombone
Red Mitchell - bass
Frank Isola - drums
Закрепившийся успех нового состава квартета ставит перед аранжировщиком новую цель: расширить состав до секстета. За основу Маллиган взял состав своего квартета и дополнил его трубой и тенор-саксофоном не меняя сути музыкального полифонического подхода к звучанию.
Первая запись расширенного до секстета ансамбля будет сделана в том же 1954-м году, в декабре. Пластинка, которая выйдет уже в следующем 1955-м году будет называться "California Concerts". Это, как видно из названия, концертная запись.
Gerry Mulligan - baritone saxophone, piano
Jon Eardley - trumpet
Bob Brookmeyer - valve trombone, piano
Zoot Sims - tenor saxophone
Red Mitchell - bass
Larry Bunker, Chico Hamilton - drums
Студийную пластинку секстет Маллигана запишет в том же 55-м, но уже в Нью-Йорке на лейбле EmArcy осенью.
Gerry Mulligan - baritone saxophone
Jon Eardley - trumpet
Bob Brookmeyer - valve trombone, piano on track 6
Zoot Sims - tenor saxophone
Peck Morrison - bass
Dave Bailey - drums
Как видим звучание секстета несколько богаче, чем квартетное, но все основные идеи продолжают работать. Джазовая полифония Маллигана стала лишь более изысканной к этому времени, опираясь на более богатую палитру.
Следующая пластинка секстета будет выпущена также на лейбле EmArcy в 1956-м . Название релиза — "Mainstream Of Jazz". В один из сессионных дней в студии Джона Эрдли заменит на трубе Дон Феррара. В названии уже красуется Gerry Mulligan Sextet.
Gerry Mulligan – baritone saxophone, piano
Jon Eardley – trumpet
Don Ferrara – trumpet
Bob Brookmeyer – valve trombone
Zoot Sims – tenor saxophone
Bill Crow – double bass
Dave Bailey – drums
В том же 1956-м, но уже на родной Pacific Jazz выйдет концертная запись в усечённом опять до квартета составе. Название пластинки — "Recorded in Boston at Storyville"
Gerry Mulligan – baritone saxophone, piano
Bob Brookmeyer – valve trombone, piano
Bill Crow – double bass
Dave Bailey – drums
С 1957-го начинаются знаменитые "пластинки-знакомства" Маллигана. К этому времени лидер ансамбля обрёл беспрекословное уважение в музыкальных джазовых кругах и многие музыканты были не прочь посотрудничать с новой звездой. С череды таких пластинок я начну следующую часть моего повествования.
Если понравилось, не забудьте подписаться!