Найти в Дзене
Рок на БиС

Два шага назад. Gerry Mulligan. Джаз от Cool до Pacific.

Эти "два шага назад" будем трактовать как спин-офф основной истории,

которая выходит здесь на канале БиС. Речь пойдёт об одном из сооснователей стиля кул-джаз (cool-jazz) Джерри Маллигане (для своих в кругу джазменов Джеру), который после своей непродолжительной жизни в Нью-Йорке в период создания звучания cool в соавторстве с Майлзом Дэвисом, Гилом Эвансом, Мэлом Льюисом и Джонни Каризи, переехал на Западное побережье и посеял там семя нового стиля, позже получившего своё второе название "west coast jazz".

Фото взято на Яндекс.Фото
Фото взято на Яндекс.Фото

Джерри Маллиган родился в Квинс-Виллидж, Квинс, Нью-Йорк, США, в семье инженера. Работа его отца способствовала частым переездам семейства по всей стране. Когда Джерри было меньше года, семья переехала в Марион, штат Огайо, где его отец устроился на работу в компанию Marion Power Shovel Company. Необходимость управляться с большим домом и воспитывать четырех маленьких мальчиков побудила мать Маллигана нанять афроамериканскую няню по имени Лили Роуз, которая особенно полюбила младшего из четырёх детей Джерри. Когда он стал старше, Маллиган начал проводить время в доме Роуз. Иногда через город проезжали чернокожие музыканты, и, поскольку многие мотели не принимали их, им часто приходилось оставаться в домах чернокожего сообщества. Молодой Маллиган время от времени встречал таких музыкантов в доме Роуз. Так, практически с пелёнок, Джерри впитал любовь к джазу.

В возрасте 14-ти лет Джерри, когда его семья уже жила в Детройте, начинает учиться игре на кларнете у музыканта танцевальной группы Сэмми Корренти. Кроме уроков игры на инструменте преподаватель поощряет интерес Джерри к аранжировке.

В какой-то момент Джерри осваивает саксофон и начинает играть в танцевальных ансамблях. Позже, когда семья Джерри переедет в Филадельфию, он организует школьный биг-бэнд, для репертуара которого будет писать самостоятельные аранжировки.

Первые свои деньги за написание аранжировок Маллиган заработал в 16 лет, обратившись на местную радиостанцию с предложением писать аранжировки для домашней группы станции. Работа молодого музыканта настолько понравилась руководителю радиостанции, что тот начал регулярно покупать партитуры у молодого парня.

В январе 1946-го года, немного оперившись, Маллиган переезжает в Нью-Йорк. Там он присоединился к аранжировщикам в оркестре Джина Крупы. Там он знакомится с другим аранжировщиком, пишущем для ансамбля, Гилом Эвансом. В какой-то момент они становятся друзьями и Джерри переезжает жить в его нью-йоркскую квартиру, которая была пристанищем ряда джазовых музыкантов, ведущих споры о дальнейшем развитии джаза и поиском новых путей самовыражения. Таким образом Маллиган вливается в кружок создания новой джазовой идиомы.

Музыканты кружка Гила Эванса вынашивали идею реализации багажа аранжировки для больших свинговых оркестров применительно к камерным джазовым составам. Как итог творческой работы был создан нонет (ансамбль из девяти музыкантов) и авторские аранжировки пьес для него участников кружка. Что интересно, музыканты сознательно решили отказаться от основного гармонического инструмента ритм-секции - фортепиано. Маллиган написал и аранжировал сначала три пьесы ("Rocker", "Venus de Milo", и "Jeru", последняя названа в его честь) и затем аранжировал еще три ("Deception", "Godchild", и "Darn That Dream").

Майлз Дэвис, Ли Конитц, Джерри Маллиган. Фото взято на Яндекс.Фото
Майлз Дэвис, Ли Конитц, Джерри Маллиган. Фото взято на Яндекс.Фото

Из всех участников кружка только у Майлза Дэвиса было понимание в важности фиксации получившегося звучания в студии, да и сольные альбомы из всего кружка к этому времени выходили только у него. В итоге в течении 1949-го и 1950-го годов было, благодаря его энергии и связям, реализованы сессии записи на Capitol records. Так вот Джерри Маллиган был одним из четырех музыкантов, игравших на всех записях, вместе с Дэвисом, Конитцем и Биллом Барбером. Ансамбль просуществовал недолго и был без особого энтузиазма принят публикой в то время. Но записи-то остались.

Записи сессий выпускались в виде синглов в те годы, но целиком все треки были скомпилированы в полноценный альбом только в 1957-м под названием Miles Davis - Birth Of The Cool.

Обложка альбома Birth Of The Cool Майлза Дэвиса взята на www.jazzmusicarchives.com/
Обложка альбома Birth Of The Cool Майлза Дэвиса взята на www.jazzmusicarchives.com/

Miles Davis - Arranger, Composer, Leader, Primary Artist, Trumpet

Gil Evans - Arranger

Johnny Carisi - Arranger, Composer

Gerry Mulligan - Arranger, Composer, Guest Artist, Liner Notes, Sax (Baritone)

John Lewis - Arranger, Composer, Guest Artist, Piano

Kenny "Pancho" Hagood - Vocals

Lee Konitz - Sax (Alto)

Sandy Siegelstein - French Horn

Gunther Schuller - French Horn

Junior Collins - French Horn

J.J. Johnson - Trombone

Kai Winding - Trombone

Billy Barber - Tuba

John Barber - Tuba

Al Haig - Piano

Al McKibbon - Bass

Joe Shulman - Bass

Nelson Boyd - Bass

Max Roach - Drums, Guest Artist

Kenny Clarke - Drums

После окончания сотрудничества с Майлзом Джерри продолжает работать с различными оркестрами в качестве аранжировщика, а также принимает участие в различных малых хард-боп ансамблях Нью-Йорка.

В сентябре 1951-го года Джерри выпадает возможность сделать свою первую сольную запись на студии. Пластинка получила название - Mulligan Plays Mulligan:

Gerry Mulligan - Composer, Sax (Baritone)

Allen Eager - Sax (Tenor)

Max McElroy - Sax (Baritone), Sax (Tenor)

Jerry Lloyd - Trumpet

Jerry Hurwitz - Trumpet

Nick Travis - Trumpet

Ollie Wilson - Trombone, Trombone (Valve)

George Wallington - Piano

Gail Madden - Maracas, Marimba

Phil Leshin - Bass

Walter Bolden - Drums

Как видно из названия, состояла она исключительно из авторских пьес музыканта.

В начале 1952-го года Джерри переезжает в Лос-Анджелес, где начинает писать аранжировки оркестру Стена Кентона. Здесь он уже вовсю применяет идеи записей Birth Of The Cool. Послушайте его авторскую аранжировку пьесы Young Blood для оркестра. Правда ведь напоминает по звучанию знаменитую пластинку Майлза?

Кроме работы аранжировщиком в оркестре, Джеру начинает вечерами играть в клубе The Haig, где знакомится с молодым трубачом Четом Бейкером.

Чет Бэйкер и Джерри Маллиган. Фото взято на Яндекс.Фото
Чет Бэйкер и Джерри Маллиган. Фото взято на Яндекс.Фото

Примерно в то же время трио вибрафониста Рэда Норво (с гитарой и басом) стало выступать в качестве хедлайнеров в клубе, что избавило владельцев от необходимости хранить рояль у себя. Здесь, как нельзя кстати, помогли компетенции Джерри в аранжировках к без фортепианному нонету Майлза Дэвиса. В этот раз задача стояла чуть сложнее, аранжировки нужно было расписывать для квартета с самим Джеру на баритон-саксофоне, с Бейкером на трубе, Бобом Уитлоком на басу и Чико Гамильтоном на барабанах. Эти ранние концерты были записаны Ричардом Боком на портативную катушечную магнитофонную деку. Эти записи-то и стали стартовой точкой лейбла Pacific Jazz и открыли миру "новое" звучание джаза западного побережья.

Квартет Джерри Маллигана. Фото взято на Яндекс.Фото
Квартет Джерри Маллигана. Фото взято на Яндекс.Фото

https://music.yandex.ru/album/7397105

Gerry Mulligan - Composer, Sax (Baritone)

Chet Baker - Composer, Trumpet

Bobby Whitlock - Bass

Chico Hamilton - Drums

Новое звучание лейбла Pacific Jazz заразит не только музыкантов Западного побережья. Звучание западного побережья хлынет волной на восточное и, преодолев Атлантику, захлестнёт Европу, включая СССР.

Автор заметки - filumjazz

#filumjazz #музыка #jazz #gerry Mulligan #cool jazz #джаз

Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение