Сахалин оказался не только интересным, но и «вкусным». В этом мы убедились, когда отправились в гастрономический тур на озеро Буссе. По-другому ещё, лагуна – озеро, которое соединено протокой с морем.
Два часа на дорогу от Южно-Сахалинска, и вот уже знаменитая лагуна. Буссе – памятник природы, уникальное озеро. В длину оно около 9 километров, в ширину – семь. В него впадают река Шишкевича и протока Аракуль. Своё название лагуна получила в честь первого начальника острова Сахалин – Николая Буссе. В годы японской оккупации её называли Тобути. В окрестностях было два населённых пункта – Муравьёво и Береговое. Они формально и сейчас существуют, только почти обезлюдели.
От моря лагуну Буссе отделяет песчаная коса, а соединяются они проходом Суслова, так что в самой лагуне вода солоноватая. Смешение пресной и морской воды позволяет здесь жить и размножаться разным морским тварям. Многие из них очень вкусные, да ещё и полезные. Одним словом – деликатесы. У нас появилась возможность не только их попробовать, но и добыть.
Итак, мы на озере Буссе. Приезжать к нему лучше всего в полный отлив, чтобы была возможность побродить по местам обитания многочисленных морских тварей. Надеваем резиновые сапоги, садимся в лодку и на ней форсируем глубокую часть озера. Попутно наблюдаем, как в Буссе заплыла покормиться нерпа, жаль, не успели сфотографировать.
Высадились на почти сухую часть лагуны (воды было где-то до середины голени) и пошли искать добычу. Что нас интересовало? Ракушки (спизула, мидии), морские ежи, трубач, гребешок, и, самое главное, – устрицы. Да-да, именно они. Зачем ехать гурманить во Францию, если вот здесь у нас под боком есть эта пища «аристократов и дегенератов».
Пока шли до устричной банки, понаблюдали за жизнью других обитателей пучин. Морская звезда почти засосала в свои внутренности ракушку, и, даже извлечённая из воды, не желала расставаться со своей добычей. Мелкий крабик боком-боком убегал поглубже от непрошенных посетителей. Другая морская звезда поймала медузу. Из-под песка пускали фонтанчики закрывающие створки моллюски, прятал в ракушку свою длинную ногу трубач.
Мелких трубачей не брали, ежей вообще не собирали (потому что жалко их есть), не нашли ни одного гребешка. Но когда добрались до устричной банки, поняли, что цели достигли. Устричными раковинами усеяно всё дно, они растут семейными группами и поодиночке, вырастают до очень больших размеров. Но нам порекомендовали собирать средненьких – сказали, что они вкуснее. Собрать их никакой проблемы не составило. Тут же умеющий человек вскрыл раковины, убрал из них всё несъедобное, и вуаля – заглатывайте свою порцию, пожалуйста. Первое впечатление – приятный и ни что не похожий вкус. Это не основная пища, конечно, а такой полуэкзотический бонус к нашим серым пищевым будням.
Мы набрали деликатесов в меру, столько, сколько хотели бы съесть за один раз, и всё. Но на Буссе есть и те, кто поставил добычу устриц на поток. Вот такую гружёную лодку тоже довелось наблюдать.
Возвращались к месту стоянки тем же макаром. Добрели по воде до бережка, лодочка перевезла к стоянке, и вот уже можно снять сапоги. И продолжить гурманить. Сначала была уха с красной рыбой, на закуску – корейские салаты. А ещё была сима, запечённая в фольге. Отварили трубача и научились его правильно есть. Попробовали ракушки на гриле и устрицы, запечённые с сыром. Кстати, сырые с лимоном показались вкуснее. Запили всё это великолепие кто вином, кто чаем. И пошли наблюдать, как заливает устричную банку приливная волна, торопятся успеть на свой ужин вороны и хищные птицы. Не хищные – типа чаек – в любое время никого не боятся.
Вот такой он, щедрый на всякие вкусности, наш Буссе. Правда, глядя на переполненную лодку с устрицами, появились сомнения, не ждёт ли этот деликатес судьба гребешка? Видимо, всё-таки использование таких богатств надо регулировать. И ещё один момент. Понятно, что морепродукты не могут быть дешёвыми, но все-таки должны быть доступными. И в этом отношении самое время заняться культивированием марикультур. Хватит брать от природы всё и много, надо и самим выращивать.