Найти тему
Христианский Компас

5 самых распространенных штампов о Христианстве

Оглавление

Как я уже говорил ранее, внутренняя миссия в нашей стране необходима. Прошло более 1000 лет после того, как на берегах Днепра, святой равноапостольный великий князь Владимир, крестил киевлян. Отсюда пошло свержение идолов и становление Святой Руси, как христианского столпа веры. Отсюда зажёгся огонь веры наших праотцев.

К сожалению, синодальный период, а потом долгие десятилетия навязывания атеизма, даром не прошли. Опять же, более подробно, о ситуации, и мыслях вслух, можете посмотреть в моём ролике: "Пространное вступление о миссии канала"

https://zen.yandex.ru/video/watch/62cae91e314a0b3c3eb4fad8

Здесь же, хотелось бы затронуть плоды, увы, неверного, а иногда прямо ложного понимания Православной Веры. Представляю вашему вниманию 5 самых распространенных штампов о Христианстве.

1. Бог это седовласый старик на небе.

Действительно, в христианской традиции имеется изображение Бога в виде седовласого старца - т.н. "Ветхий Денми".

Это символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца, а также образ Бога Отца.

Ветхий Денми. Икона.
Ветхий Денми. Икона.

Однако, не смотря на отдельную, не самую кстати распространенную иконографию, правильное понимание Бога говорит нам о том, что Он - Дух.

Вот что пишет об этом протоиерей Олег Давыденков в своём "Катехизисе"

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

Что это означает?

«Слово «Дух» понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие».

Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:

1) естество Божие не вещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.

2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности. По словам свт. Григория Нисского, «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна»

2. Царство Небесное это чувственный Рай.

Мы сейчас не будем вдаваться в разговор о "Новом Иерусалиме", как о "грядущем гряде" из Откровения Иоанна Богослова. Нет. Речь пойдёт совсем о другом.

Зачастую, представления невоцерковленных людей о "природе Рая" сводится, строго говоря к тому же, что под этим понимают, скажем, мусульмане. Некое светлое пространство, с садами, где праведники в белых сияющих одеждах, пребывают в бесконечных удовольствиях...и собственно всё.

Образ Рая.
Образ Рая.

Позволю здесь процитировать слова священника Георгия Максимова:

"Данное представление также не является самостоятельным и произвольным, оно тесно связано с кораническим представлением о том, чем было наполнено райское существование первых людей: «И Мы сказали: „О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю, и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете“» (Коран 2,33). Библия же и о том и о другом учит совершенно иначе. Ни о каком вечном отдыхе, сопряженном с получением тех или иных удовольствий, нет и речи. Господь поселяет Адама в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15), а о жителях Небесного Иерусалима сказано, что они будут служить Ему (Апок. 22, З).Пребывание в раю, по Библии, неизменно связано с некой деятельностью человека и изображается не как статика блаженного безделья, а как динамика, непрерывное восхождение от славы к славе (ср.: 2Кор. 3, 18)."

Примерно такой же ответ даёт и святитель Лука Крымский:

"и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть« (Лк. 17:20-21). Вот это важно вам запомнить: что Царствие Божие внутри вас.

Люди малопросвещенные, даже из православных, представляют себе Царствие Божие не так, как нужно. Их представление стоит ближе к грубому представлению мусульман. Мусульмане представляют себе вечную жизнь правоверных как радостную жизнь в прекрасном саду, где будут их окружать прекрасные молодые женщины, где они будут наслаждаться замечательными яствами. Это представление грубо-материалистическое.

Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог."

3. Христианство это религия рабов.

Для начала хотелось бы отметить довольно простую Евангельскую истину:

"Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" Ин. 8:34

Так что, свобода как раз таки и состоит в том, что бы в Боге - стать свободным - от рабства греха и смерти.

Второй момент состоит в неверном понимании смирения. Смирение это не забитость и не трусость, напротив, христиане, во все века шли на смерть, Христа ради. Особенно это заметно по целому сонму новомучеников и исповедников российских. А уж, как христиане отвечали "сильным мира сего", хорошо видно в житиях Святых.

Вот яркий пример.

В фев­ра­ле 1570 го­да, по­сле опу­сто­ши­тель­но­го по­хо­да с оприч­ным вой­ском на Нов­го­род, царь Иоанн Гроз­ный дви­нул­ся на Псков, по­до­зре­вая из­ме­ну и го­то­вя ему участь Нов­го­ро­да. Навстречу ему вышел местный юродивый Никола Салос, пригласивший царя к себе в дом "на трапезу". Каково же было удивление самодержца, когда Никола вынес ему кусок окровавленного мяса со словами:"Вот, покушай Иванушка!" На что, остолбеневший от наглости царь, смог лишь ответить:"Я в пост мяса не ем". -"Ах, ты мяса не ешь, зато кровь человеческую пьешь. Вон из города, пока не случилось с тобой, чего похуже, как с твоей лошадью" - отвечал Никола. В этот момент вбежал конюший царя, со словами, что его любимая лошадь, только что сдохла. Устрашёный этим "чудом" Иоанн развернулся восвояси из Пскова, не тронув никого.

Иоанн Грозный и Никола Салос.
Иоанн Грозный и Никола Салос.

4. Христиане это мракобесы.

Самый странный тезис, не имеющий под собой ровно никаких оснований. Во-первых, в средние века, монастыри были практически единственным местом, где можно было научиться писать и читать. Именно монастыри занимались переписью книг, а сами монахи являли собой, вероятно самое образованное сословие Средневековья. Более того, в монастыри уходила аристократия, которая после своей смерти оставляла значительную часть земель Церкви. Из Византии данная "традиция" перешла и к нам.

А Вы знали, что первым высшим учебным заведением, у нас, на Руси, стала "Славяно-греко-латинская академия", учрежденная в 1687 году. Именно она дала начало высшему образованию в России. Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета М.В. Ломоносов. Вот такое вот оно, мракобесие.

Место на Никольском улице, где располагалась Славяно-греко-латинская академия
Место на Никольском улице, где располагалась Славяно-греко-латинская академия

Что касается верующих учёных, то их список поражает. Странно было бы думать, что такие великие умы разных эпох - этакие наивные дурачки, которых легко обвести вокруг пальца. Их мировоззрение это плод науки и размышлений о непостижимых высших силах, преклонения пред Творцом Мира.

Вот, лишь небольшой список, знаменитых ученых и известных личностей, веривших в Бога:

Николай Коперник (1473—1543), Френсис Бэкон (1561-1627), Галилео Галилей (1564—1642), Рене Декарт (1596—1650), Исаак Ньютон (1642—1727), Роберт Бойль (1627-1691), Майкл Фарадей (1791-1867), Грегор Мендель (1822—1884), Уильям Томсон Кельвин (1824-1907), Макс Планк (1858-1947), Альберт Эйнштейн (1879—1955)

И вообще, имеют ли право говорить о мракобесии люди, которые, крестившись в детстве, так и не удосужились узнать свою веру, понять что же такое Христианство и почему наша Русь жила им 1000 лет?

5. Бог наказывает людей.

Вероятно самое распространенное заблуждение, которое, увы, существует даже в среде верующих людей. Самое время обратиться к Святым Отцам.

Антоний Великий (IV в.):

«Бог, – говорит он, – благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом [ред. - причащаемся, приобщаемся, соединяемся] – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божьими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а это не то́ значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божью благость; так что сказать, что Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения» [Добротолюбие. 4-е изд. М., 1905. Т. 1, с. 90. § 150].

Прп. Марк Подвижник:

«не хочешь скорбей - не греши».

Исаак Сирин пишет:

«Там где возмездие, там нет любви, а где любовь – там нет возмездия».

Апостол Павел пишет:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11) «Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 17–18).

"и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем"(1 Ин. 4:16)

Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня.

Бог есть любовь, а не справедливость, ибо по справедливости, наш мир давно уже должен был бы погибнуть. Бог врач, а не палач. Странно, что когда человек прыгает с 9-го этажа и разбивается насмерть, никто не говорит, что "его наказал Бог" или человек, врезавшись на машине в столб, будучи пьян. Тоже Бог виноват? Напоил несчастного до потери рассудка. Разве не очевидно, что винить Бога во всех своих несчастьях или наоборот, радоваться горю других, проговаривая заветную "мантру" про "наказание Божие" это верх кощунства и язычества?!

Скорби, терпели и терпят все. От политиков и до святых. Но, здесь мы уже переходим к теме понимания страданий, как таковых, с христианской точки зрения. Бывает так, что болезнь это единственный способ, что бы человек наконец задумался о том, зачем он живёт. Всех нитей Промысла Божьего мы не знаем, слишком мал наш ум для этого.

Конечно, можно использовать слово "наказание" в нравственном аспекте, что это "наказ", что Бог указывает человеку на его грех и на то, что необходимо меняться.

"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6)

Кстати об этом пишет еще один великий Святой Отец Церкви Иоанн Златоуст в "беседе 4 на псалом 6"

"Когда ты слышишь слова: ярость и гнев, в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это – слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению лю­дей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык; или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, сни­сходя к его малолетству. И что удивительного, если мы посту­паем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы по­действовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о своем достоинстве, но о пользе слушающих."

Что ж, друзья. На этом всё, надеюсь статья Вам понравилась. Не забывайте подписаться на канал. Ваша подписка это лучшая мотивация продолжать.

#христианство #православие #апологетика #святые отцы #библия #церковь #осипов #евангелие #господь #бог