Найти тему
История моды с Марьяной С.

Испанская королева и её бриллианты

Признаться, я очень люблю этот портрет за эффектный роскошный наряд героини. Тут соединилось всё - и то, что это 1830 год, время высоких причёсок и пышных рукавов, и то, что, это принцесса, которая как раз стала королевой-консортом, и то, что дело было в Испании - а это тоже накладывает свой отпечаток...

Итак - перед нами Мария-Кристина де Бурбон, внучатая племянница модницы Марии-Антуанетты, супруга короля Испании Фердинанда VII, и мать будущей королевы Изабеллы II. Здесь ей двадцать пят лет и она, что называется, во всей красе!

Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо
Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо

Это как раз то время, когда женщины укладывают волосы высоко на макушке, в корзинки и петли, порой ассиметричные, а по бокам сооружают гроздья локонов. И чем только не украшали головы - перьями, лентами, цветами, драгоценностями... Но перед нами не просто женщина, а королева. И такого огромного, массивного бриллиантового украшения для волос я на других портретах XIX века и не припомню... Эспри, украшения для волос в виде перьев, были популярны ещё в XVIII веке, а тут и перо, и колоски, и цветы. Гигантский букет, связанный бриллиантовой же лентой. Подозреваю, извлекли старое украшение из королевской сокровищницы. И как будто этого мало - эспри уже, собственно, из перьев, да ещё яркого жёлтого цвета! На этом фоне явно старинные серьги-жирандоли, тоже, в общем, немаленькие, просто теряются.

Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

На груди - то ли просто колье, то ли сочетание колье и корсажного украшения в виде корзины с цветами. Скорее, второе. И хорошо, что оно явно приколото к платью. Ох, и любили в этой семье массивные вещи...

Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Платье из голубой ткани, вышитой серебром, и вышивка эта тоже сверкает, так что королева как будто усыпана бриллиантами с головы до ног. Рукава платья отделаны кружевами, а с причёски ниспадает не менее драгоценная, чем платье, кружевная мантилья. Интересно, что впоследствии дочь Марии-Кристины, Изабелла II, демонстрируя на своих парадных портретах великолепные наряды, подобные тем, что носили её европейские коллеги-монархини, очень часто будет дополнять их традиционными мантильями.

А если вам всё ещё мало бриллиантов - то вот пояс. Да, в ту эпоху пояса входят в моду, но, как правило, они были несравнимо проще, из ткани; правда, могли быть с эффектными пряжками. Но раз уж ты королева...

Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Белые лайковые перчатки и веер. Кажется, его боковая пластина, т.н. "гарда", тоже усыпана бриллиантами, но на фоне всего остального это уже, право, такие мелочи!

Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
Мария Кристина Бурбон-Сицилийская, Висенте Лопес Портанья, 1830. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Словом, что тут ещё скажешь, кроме как "роскошно"?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!