Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Дуэль миньонов

В какой момент секунданты из наблюдателей превратились в участников дуэлей? Случилось это во время «дуэльной лихорадки» последней трети XVI — первой трети XVII века. Это был период массового распространения моды на поединки среди европейского дворянства. Одной из примет времени стали групповые дуэли. Наибольшую известность получила «дуэль миньонов», фаворитов короля Генриха III, прославленная Александром Дюма.

Большинство французских дуэлей 1550–1560 гг. происходили без участия секундантов. В редких случаях друзья и сторонники дерущихся становились невольными свидетелями внезапной схватки. Однако 27 апреля 1578 года в Париже в парке Турнель (ныне на этом месте располагается площадь Вогезов) произошел поединок, который изменил роль секундантов.

Благодаря роману Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и его экранизациям эта дуэль хорошо известна современному читателю и зрителю. В романе поединок представлен как политический: королевские фавориты-миньоны дерутся за честь короля Генриха III против дворян, близких к герцогу Анжуйскому. Эта версия, видимо, не соответствует действительности. Подробное и наиболее достоверное описание поединка принадлежит перу французского писателя Виталя д’Одигье. Он входил в литературный кружок хорошо информированной об этом деле королевы Маргариты Наваррской, которая к тому же близко знала одного из противников миньонов — Шарля де Бальзака д’Антрага, барона де Дюна.

Рисунок. Портрет Жака де Леви, графа де Келюса. Художник: Франсуа Кенель. Около 1578. Национальная библиотека Франции, Париж
Рисунок. Портрет Жака де Леви, графа де Келюса. Художник: Франсуа Кенель. Около 1578. Национальная библиотека Франции, Париж

Конфликт сторон начался с того, что один из миньонов — Жак де Леви, граф де Келюс, однажды застал д’Антрага выходящим из спальни дамы, расположения которой добивался сам Келюс. Позже Келюс как бы в шутку оскорбил д’Антрага, а тот, также смеясь, ответил, что Келюс лжет. Обвинение во лжи считалось серьезным поводом для дуэли.

Противники явились в Турнельский парк к пяти часам утра. Келюса сопровождали Луи де Можирон, маркиз д'Ампуи и де Сен-Сафорен, и Ги д’Арсе, барон де Ливаро. С д’Антрагом пришли Франсуа д’Эди, виконт де Рибейрак, и Жорж де Шомберг, барон де Страсбур. Рибейрак попытался примирить противников. Его резко прервал Можирон, заявивший, что они явились не для того, чтобы попусту терять время. Он бросил вызов Рибейраку. После этого Ливаро тоже предложил Шомбергу сразиться за компанию с остальными.

Рисунок. Портрет Луи де Можирона, маркизад’Ампуи и де Сен-Сафорена. Художник: Франсуа Кенель. Около 1575. Национальная библиотека Франции, Париж
Рисунок. Портрет Луи де Можирона, маркизад’Ампуи и де Сен-Сафорена. Художник: Франсуа Кенель. Около 1575. Национальная библиотека Франции, Париж

Перед поединком Рибейрак, готовясь к смертельной схватке, встал на колени и стал молиться, перекрестив шпагу с кинжалом. Со словами, что тот молится слишком долго, Можирон напал на него, и оба почти одновременно пронзили друг друга.

Шомберг фехтовал в манере немецкой школы, отдававшей предпочтение рубящим ударам. Ливаро, воспользовавшись его открытой стойкой, точным колющим ударом поразил его в грудь. Умирая, Шомберг в падении успел нанести удар шпагой по голове своего противника, который упал на землю без сознания.

Рисунок. Портрет Шарля де Бальзака д’Антрага, барона де Дюна. Художник: Франсуа Кенель. Около 1581.Национальная библиотека Франции, Париж
Рисунок. Портрет Шарля де Бальзака д’Антрага, барона де Дюна. Художник: Франсуа Кенель. Около 1581.Национальная библиотека Франции, Париж

Келюс хотел предложить д’Антрагу драться без кинжалов, одними шпагами, но тот не согласился. Бой получился неравным, так как самоуверенный Келюс даже не захватил с собой кинжал-дагу. Д’Антраг, раненый выпадом Келюса в руку, нанес противнику множество ударов, пока тот не упал от полученных ран.

В поединке выжили Келюс, его противник д’Антраг и Ливаро. Король Генрих III истратил на лечение Келюса 5 тысяч экю и лично поил его бульоном. Однако тот некоторое время спустя, до конца не оправившись от ран, попытался заняться верховой ездой, что привело его к смерти.

От королевского гнева д’Антрага защитило только могущественное семейство Гизов. Погибшим миньонам король воздвиг мраморный памятник, а лексикон придворных дуэлянтов пополнился новым выражением tailler en marbre, которое обыгрывало разные значения глагола tailler — «рубить (клинком)» и «высекать (из мрамора)».

Нельзя сказать, что дуэль миньонов стала первой, на которой секунданты присоединились к сражающимся. Но именно после нее поединки с участием секундантов вошли в моду. Из наблюдателей, призванных следить за соблюдением правил поединка, секунданты превратились в дублирующие пары бойцов. По новым правилам победитель в одной из пар мог присоединиться к кому-то из своих компаньонов, то есть начать биться вдвоем против одного. Поединок мог превратиться в небольшое сражение — так, в августе 1607 г. в дуэли между сеньорами де Брезе и де Сент-Жемом принимали участие тридцать человек, причем двадцать пять из них в результате были убиты.

«Дуэльная лихорадка» французского дворянства приняла форму массовой смертельной эпидемии. Военачальник и философ Франсуа де Ла Ну не так уж сильно преувеличивал, когда утверждал, что во Франции от дуэлей за год гибнет больше дворян и военных, чем на настоящей войне. А известный мемуарист Пьер де Л’Этуаль, ссылаясь на сведения из Парижской судебной палаты, писал, что за период с момента коронации Генриха IV (1594) вплоть до 1607 г. насчитывалось не менее четырех тысяч дворян, убитых в поединках. По другим подсчетам современников, за все время правления Генриха IV (1589–1610) на дуэлях погибли от восьми до двенадцати тысяч дворян. Современные исследователи доводят эту цифру до шестнадцати тысяч.

Подробнее о дуэлях, их участниках и исходах поединков можно узнать на выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Выставка проходит в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца и завершится 14 августа.

.

© Музеи Московского Кремля

#музеикремля #непоследняя_дуэль