Здравствуйте мои уважаемые читатели!
Продолжаем работу по созданию библиотеки элементов.
В предыдущих материалах мы рассмотрели УГО группы «E».
Следующая группа «F», она содержит простые элементы: «FA» - дискретный элемент защиты по току мгновенного действия; «FP» - дискретный элемент защиты по току инерционного действия; «FU» - предохранитель плавкий и «FV» - дискретный элемент защиты по напряжению, разрядник.
Дискретный элемент защиты по току мгновенного действия в низковольтных цепях или в слаботочных высоковольтных цепях я встречал, но в мощных цепях в своей практике не встречал, так как каким должен быть предохранитель мгновенного действия в силовых цепях 380 Вольт и выше, представить не могу, При аварийной ситуации или коротком замыкании, предохранитель должен мгновенно расплавиться, а если это предохранитель на 100 Ампер, представляете, что происходит в его корпусе? Вот именно! Получается взрыв! Иногда даже кварцевый песок плохо гасит эту вспышку и в итоге корпус не выдерживает… Но всё же такие предохранители есть ( на небольшие токи ) и на схемах обозначаются FA1, FA2, FA3 и так далее. Но для таких элементов мгновенной защиты есть очень хорошая альтернатива – это специальные защитные блоки, срабатывающие при перегрузке, а так же автоматические выключатели, но они имеют другое обозначение. Для примера посмотрите схему простейшего защитного блока.
Основой такого блока являются трансформатор тока ТА1 и токовое реле КА1. При срабатывании токового реле при перегрузке или коротком замыкании, оно своими контактами включает промежуточное реле К1, которое в свою очередь нормально замкнутыми контактами разрывает цепь питания контактора ( контактор – это очень большое или даже очень большое реле ). Питающая цепь разорвана – защита выполнила свою задачу!
Но существуют задачи, когда перегрузка бывает кратковременной ( включение очень мощного электродвигателя ) и защита должна какое-то время «подумать». Такую задачу выполняют специальные предохранители ( для расплавления такого предохранителя требуется большее время ). Такие предохранители на схемах обозначаются символами FP1, FP2 и так далее. Но задачу с более длительным временем задержки отключения на предохранителе выполнить очень трудно. Иногда для «раскрутки» мощного двигателя требуется несколько секунд, и тогда применяют схему аналогичную как на Рис.1.
В этой схеме в качестве промежуточного реле применяется реле с замедлителем срабатывания. В качестве замедлителя применяется пневматическая «надстройка» на реле. Реле срабатывает, но пока поршень не выдавит из камеры воздух, через отверстие определённого диаметра контакты не разомкнутся или не замкнутся. Задержку можно регулировать в определённых пределах. Такие реле применялись раньше в оборудовании и такое оборудование до настоящего времени эксплуатируется. Реле выглядит очень необычно и возможно Вам придется с ним познакомиться.
Предохранители и разрядники на схемах обозначаются
Всем знакомо обычное обозначение предохранителя «FU1» и практически на всех принципиальных схемах такие УГО и указывают с добавлением тока срабатывания. А вот если к предохранителю предъявляется требование по быстродействие, то рядом с УГО добавляется стрелочка и обозначение будет уже «FA» с обозначением тока срабатывания, а в описании в схеме принципиальной обязательно указывается тип, марка и быстродействие данного предохранителя.
«FP…» предохранители замедленного действия: при этом «FP1» - это инерционно-плавкий предохранитель, применяется в цепях с большим «стартовым» током, близким к номинальному току срабатывания; «FP2» - это тугоплавкие предохранители, работающие при больших токах и частых скачках тока, связанных с режимами работы оборудования, но на длительную перегрузку или короткое замыкание они обязаны расплавиться; «FP3» - это предохранители с термической катушкой, очень интересная конструкция – в металлическом корпусе располагается катушка высокоомного провода ( сигнал или рабочий ток проходит через неё ) подогревающая центральный подпружиненный проводник-стержень, запаянный в наружном корпусе легкоплавким припоем и если термокатушка разогреет припой до расплавления, центральный стержень втянется внутрь и цепь будет разорвана, контакт, удерживаемый этим стержнем отойдет в сторону и ещё и включит сигнализацию, время срабатывания большое и зависит от проходящего тока, но обычно в этой цепи должен быть только сигнал или слабый ток ( применяются такие предохранители в линиях связи ), к его достоинству можно отнести возможность восстановления – нагрел паяльником или горелочкой, придавил стержень с противоположной стороны и после остывания предохранитель опять исправный; «FV» - разрядники бывают разных конструкций: открытого типа; в герметичном стеклянном баллоне с определённой газовой средой; с поджигающим электродом; особой конструкции для работы в волноводах локаторов; отдельно надо отметить предохранители пробивные. Задача всех разрядников – это защита цепи или цепей где они установлены от повышенного напряжения: на входе радиоприёмника от наведённого напряжения при грозовом разряде; в волноводе локатора – это отключение приёмной части волновода от общего волноводного тракта при импульсе передатчика; предохранители пробивные устанавливаются на трансформаторных подстанциях и в случае пробоя с высоковольтной обмотки на низковольтную защищают потребителей от перенапряжения, замыкая поврежденную обмотку на землю.
Какой применить предохранитель решает конструктор, а вот при ремонте оборудования желательно, даже ОБЯЗАТЕЛЬНО соблюдать номинальный ток срабатывания предохранителя и его тип ( скорость срабатывания ).
При ремонте из-за сгорания предохранителя необходимо учитывать интенсивность работы оборудования, иногда предохранители перегорают просто из-за своего старения. В авиации раньше ( как в настоящее время сведений не имею ) при техническом обслуживании предохранители подлежали замене каждые два года, но это связано с безопасностью полётов и человеческими жизнями. В бытовой технике достаточно заменить предохранитель и если новый не сгорел, ремонт в большинстве случаев можно считать законченным если аппарату уже достаточно лет, а вот если аппарат новый, тогда надо ждать и определённое время следить за работой оборудования. И только новый предохранитель сгорел при включении, надо искать причину, вызвавшую его сгорание.
И небольшое отступление и, надеюсь, оно Вам будет полезно.
Два года назад пришлось встретить на просторах «Одноклассников» интересную схему защиты при включении и во время работы от перегрузки
Но читать схему с картинками не солидно и я её перечертил, только поменял полярность питания, привычнее, когда плюс вверху, а минус внизу…
Схема мне очень понравилась простотой, но вот кнопка, приведенная на картинке в случае большой нагрузки, быстро выйдет из строя. Поэтому схему для испытания немного доработал и сделал материал в 2020 году. Кто интересуется простыми конструкциями, посмотрите материал.
Там же в комментариях к этому материалу мой читатель привел свою схему для подключения аккумулятора с защитой от переполюсовки. Схема читателя очень простая, но очень оригинальная. Посмотрите и возьмите на заметку. Спасибо моему читателю!
В далёкие студенческие времена, в общежитии РТФ и на коллективной радиостанции все ( или почти все ) увлекающиеся, делали для себя блоки питания, требования к БП и их назначение так же были различными ( в магазине «Юный техник» можно было подобрать любой трансформатор – к счастью тогда медь не сдавали!!! ). Но в БП, предназначенных, для работы с новыми конструкциями, требовалась защита. Вот тогда и появилась схема токовой защиты на герконе. Самодельная! Обмотку мотали проводом, диаметр провода, диаметр обмотки и число витков подбирали экспериментальным путем по требуемому току срабатывания.
Регулировать ток срабатывания в такой схеме практически очень трудно, но в те времена германиевых транзисторов была актуальная. Токовую катушку можно ставить в любую цепь для защиты, сам геркон с этой цепью не связан и срабатывает и на переменном токе и на постоянном. Так же могу посоветовать взять на заметку! А как, где и в каком варианте её применить – это уже зависит от Вашей фантазии! Пробуйте!!! Проверено временем! Такая схема контроля тока на герконе применялась в отечественных прерывателях указателя поворотов, для контроля перегорания лампочек в «поворотниках».
В следующем материале рассмотрим группу «G» - без этой группы электроника, особенно переносная, работать не сможет! Вот её и будем рассматривать в следующем материале.
Надеюсь, что материал понравился моим читателям.
Чтобы не пропустить следующие публикации подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Комментируйте и пишите свои замечания! Особенно замечания помогают улучшить мою работу над материалом и текстами.
Желаю Всем крепкого здоровья и чистого неба!!!
электроника для начинающих
электроника
изучаем электронику
сделай сам