"ИнтЕРесный Разговор" на тему киберспорта состоялся с заслуженным тренером РФ, координатором федерального проекта партии «Единая Россия» «Детский спорт» и регионального партийного проекта «Спорт без границ» Ольгой Павловой.
В официальном паблике Вконтакте Вы можете посмотреть интервью в видео формате.
ЕРТатарстан: Ольга Ивановна, добрый день! Киберспорт – это новый тренд в спорте, и сейчас он стремительно развивается. Мы видим, что в нашей стране этот вид спорта законодательно поддерживается. Поклонников данного вида спорта от года в год становится все больше и больше. Поэтому вопрос: в каком году киберспорт был признан в нашей стране официально?
Павлова Ольга Ивановна: Давайте начнем с того, что киберспорт, или компьютерный вид спорта – это индивидуальный или командный вид спорта, который развивается на основе компьютерной игры. Россия была законодателем моды, в 2001 году распоряжением Госкомспорта (Павел Рожков тогда был руководителем) киберспорт признан официальным видом спорта. В 2004 году Вячеслав Фетисов, тогда руководитель нового Госкомспорта, внес его во Всероссийский реестр видов спорта и, таким образом, еще раз подтвердил его статус. Но, к сожалению, в 2006 году киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта. Во-первых, это было вызвано тем, что Федерация киберспорта не была зарегистрирована. Во-вторых, тогда киберспорт не развивался в половине субъектов Российской Федерации, это и послужило основным критерием для его исключения.
Прошло ровно 10 лет, и в 2016 году киберспорт вновь вернулся во Всероссийский реестр видов спорта. Была зарегистрирована Федерация компьютерного спорта России, к тому же компьютерный спорт был внесен в ЕВСК – это Единая всероссийская спортивная классификация. Таким образом, появилась возможность присваивать киберспортсменам массовые разряды: первый, второй, третий, а также звания мастера спорта, кандидата в мастера спорта. В 2017 году Федерация компьютерного спорта подала документы на аккредитацию, в 2018 году была аккредитована, а в 2022 году подтвердила аккредитацию на последующие 4 года. Таким образом, Россия первой признала киберспорт официальным видом спорта.
ЕРТатарстан:Действительно, богатая история. Киберспорт как официальный вид спорта выдвигает соответствующие требования к спортсменам. Насколько нам известно, есть федеральный стандарт. Какова основная функция этого стандарта?
О.И.: Федеральные стандарты есть во всех видах спорта, которые культивируются на территории Российской Федерации. Киберспорт не исключение. Во-первых, он подразумевает этапы подготовки – их 4, затем специализация, спортивное совершенствование и высшее мастерство. По новому стандарту киберспортом в Российской Федерации можно заниматься с 12 лет, но сегодня уже идет разговор о пересмотре возрастного ценза. В Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола», в ходе которого руководитель Федерации киберспорта Дмитрий Смит поднял вопрос о понижении возраста в связи с активным развитием киберспорта, рассказал об опыте мировых стран и о планах ввести дополнительные уроки по киберспорту в школах и центрах раннего развития детей. Таким образом, скорее всего, в ближайшее время киберспортом начнут заниматься с более раннего возраста.
Кроме того, федеральный стандарт предполагает требования и к подготовке спортсменов, судейского корпуса, тренерской категории, видам соревновательной деятельности, к самим играм, подготовке документов, а также требования к общей физической подготовке, экипировке спортсменов и многое другое. И, как я уже сказала, предусматривает присвоение разрядов и категорий судьям.
ЕРТатарстан: Да, мы согласны с возрастным цензом. Сейчас молодое поколение быстрее развивается и осваивает современные технологии с достаточно раннего возраста. В продолжение темы федерального стандарта, в конце июня этого года Министерство спорта утвердило обновленную версию федерального стандарта. Насколько нам известно, последняя редакция была в декабре 2021 года. Что изменилось в стандарте с тех пор?
ОИ: Никаких весомых изменений в этом стандарте не произошло. В конце года были внесены изменения в федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Мы как раз были и разработчиками, и соавторами многих поправок в Государственной Думе. Требовалось привести в соответствие не только спортивный, соревновательный, но и образовательный процесс. В соответствии с новым стандартом тренер сегодня становится тренером-преподавателем. В связи с этим меняется и документация, но спортивная суть сама по себе не меняется.
ЕРТатарстан: Ольга Ивановна, вы очень активно занимались вопросами поддержки тренеров. Будут ли распространяться эти меры поддержки на тренеров по киберспорту?
ОИ: Наши меры поддержки были направлены на тренеров олимпийских чемпионов. Если сегодня Международный олимпийский комитет примет решение о включении киберспорта (а шансы на это включение есть, так как у киберспорта миллиардные аудитории, и с 2008 года существует международная федерация), поддержка распространится и на тренеров по киберспорту. В 2008 году уже 150 стран культивировали этот вид спорта. Представляете, сколько поклонников у данного вида спорта!
Томас Бах в 2017 году выразил мнение о том, что киберспорт – это не совсем спорт, но на него в обществе есть огромный запрос, особенно среди молодежи. Если в 2024 году киберспорт будет включен в программу Олимпийских игр в Париже (а Франция в числе стран, где успешно развивается данный вид спорта), то, конечно, меры поддержки тренеров олимпийских чемпионов, тренеров победителей Олимпийских игр будут распространяться и на тренеров по киберспорту. Если нет, то нет.
В 2024 году Казань будет принимать «Игры будущего» – это аналог Олимпийских игр. Знаете, все меняется. Может быть, мы внесем в этот закон изменения, расширим категории турниров. И если этот турнир сегодня будет востребован, возможно, он войдет и в мировое сообщество в качестве аналога Олимпийских игр. Почему бы и нет?
ЕРТатарстан: Будем надеяться. Киберспорт – очень специфический вид спорта, и далеко не все воспринимают его серьезно. Но есть федеральный стандарт, и в нем очень много внимания уделяется физической подготовке спортсменов данного направления. Кроме того, мы обратили внимание, что в киберспорте существует зимняя экипировка. Сложно представить киберспортсмена, играющего в компьютерную игру на улице. Но если такие требования существуют, значит, они чем-то обусловлены? Почему для киберспортсмена очень важно иметь хорошую физическую подготовку?
ОИ: Я начну с вопроса об экипировке. Он, наверное, многих интересует. У всех спортсменов вне зависимости от того, летние или зимние это виды спорта, есть перечень экипировки, так называемая «табельная форма», это куртка, теплые костюмы, утепленные кроссовки. Когда спортсмен попадает в сборную команду, он обязательно надевает куртку с гербом нашей страны. А если спортсмен принимает участие в соревнованиях от Олимпийского комитета, как это было в последние годы, то он надевает экипировку с символикой Олимпийского комитета. Киберспортсмены не исключение. Они представляют Российскую Федерацию, поэтому вопрос о табельной форме и теплых зимних костюмах закрыт. Плюс киберспортсмены, предвосхищаю первую часть вашего вопроса, занимаются и общей физической подготовкой. Вот если посмотреть на пловцов, они не занимаются только в купальниках или плавках, есть упражнения, которые нужно выполнять в тренировочном костюме.
Что касается физической подготовки, здесь вопрос очень интересный. Киберспортсмен должен быть выносливым, потому что соревнования могут идти часами. Как и представитель любого другого вида спорта, киберспортсмен должен обладать гибкостью, силой, умением быстро мыслить и принимать решения.
В 2021 году Федерация киберспорта первой в России заключила договор с дирекцией Всероссийского комплекса ГТО. Сегодня ни один киберспортсмен, не сдавший какую-либо из ступеней комплекса ГТО, не допускается к соревнованиям. Мало иметь справку о том, что ты здоров, надо еще обладать определенными качествами.
Чтобы перейти с одного уровня спортивного мастерства на другой, нужно совершенствовать свои физические качества. Стандарт предполагает сдачу общих физических норм. Федерация киберспорта решила, что нет ничего лучше существующего сегодня в России комплекса ГТО. Спортсмен может принять участие в соревнованиях после сдачи норм ГТО. При переходе с одного уровня спортивного мастерства на другой он также сдает комплекс ГТО. Очень рациональное решение, в ногу со временем. И я считаю, это здорово.
В завершение разговора об экипировке киберспортсменов приведу интересный факт. Экипировка киберспортсмена немыслима без очков. Во время соревнований киберспортсмены надевают оранжевые очки, которые защищают глаза от негативного воздействия синего спектра лучей. Усталость глаз – это болезнь киберспортсменов. Поэтому они постоянно выполняют гимнастику для снижения нагрузки на глаза.
Еще один интересный факт – это длина рукавов на футболке киберспортсмена. Как правило, на руке, которая работает с мышью, рукав длиннее, и обязательно на нем есть фиксатор для запястья, так как за несколько часов от интенсивной работы кисть очень сильно устает. Футболка шьется из специального материала, обеспечивающего легкое скольжение по столу. Что касается свободной руки, то рукав на ней может быть коротким.
Сегодня многие мировые бренды спортивной одежды начали выпускать экипировку для киберспортсменов. Эмблемы спонсоров, кроме герба страны, также располагаются на футболке.
ЕРТатарстан: Чтобы стать участником сборной, не важен возраст, главное, чтобы была физическая подготовка и были сданы нормы ГТО. Верно?
ОИ: И показаны результаты! Порядок комплектования сборных команд России по любому виду спорта регламентируется 329-м федеральным законом. Кто, когда, через какие соревнования вступает в эти сборные команды и каким образом закрепляется участие в сборных – это утверждается Минспортом России. К тому же есть рекомендации самой Федерации киберспорта. Как правило, это очень крупные соревнования: Кубок России или чемпионат страны. До этого нужно еще пройти через сито отборочных соревнований различных стартов и региональных соревнований. Но по возрасту, как правило, ограничений нет, это уже касается спортсменов, занимающихся спортивным совершенствованием, и тех, кто обладает высшим спортивным мастерством. Чаще всего это спортсмены старше 16 лет. Согласитесь, что в 12 лет попасть во взрослую команду невозможно, элементарно не хватит подготовки. Но, конечно, вундеркинды тоже есть.
ЕРТатарстан: Очень интересно. Подходя к теме киберспорта через призму партийного проекта, хочу сказать, что вы являетесь координатором партийного проекта «Детский спорт» Республики Татарстан. Еще в 2018 году вы обратили внимание на это направление. Вопросы киберспорта уже начали фигурировать в рамках общественного совета и деятельности проекта в республике. При вашей поддержке прошли мероприятия на республиканском и муниципальном уровнях. Какие планы у проекта в части киберспорта на этот год?
ОИ: Планы грандиозные. Во-первых, начнем с того, что в 2018 году мы провели слушания в Государственной Думе. Я познакомилась с удивительным человеком – Дмитрием Вячеславовичем Смитом, сегодня он возглавляет Федерацию киберспорта России. Он сам в прошлом спортсмен, обладает серьезным международным статусом. Он же как раз и занимается этим направлением работы.
В декабре этого года мы планируем впервые провести в Республике Татарстан школьные киберспортивные лиги. Это аналог баскетбольных, волейбольных, футбольных лиг.
Сегодня остро стоит проблема дополнительного образования. Факультативные уроки по киберспорту будут вводиться в школах. Конечно, для этого нужно определенное оборудование. Участие в соревновательной деятельности в этом возрастном сегменте будет активным, тем более среди учащихся старших классов, для которых соревнования – это еще и социальный лифт. Эти учащиеся в будущем выберут IT-технологии в качестве профессии. Они будут очень востребованы и в Российской Федерации, и в мире.
Кроме того, у нас в Татарстане в рамках строительства нового IT-парка будет открыта новая киберарена. В Казани пройдет чемпионат России и СНГ на кубок Президента Республики Татарстан «Киберпарк 2022». Я думаю, в данном чемпионате примет участие большое количество молодых людей. Они будут играть, причем очень серьезно играть.
ЕРТатарстан: Несколько лет назад кто бы мог подумать, что компьютерные игры превратятся в целый вид спорта. Наверное, для наших бабушек и дедушек это нонсенс. Но это очень интересно!
ОИ: Да, это очень интересно и востребовано во всем мире. Как я уже сказала, здесь законодателями моды являются Япония, Корея, Россия, Франция, Китай и, конечно, США. Сильно этот вид спорта развит на Филиппинах и в Малайзии. Это страны, которые занимаются развитием IT-технологий. Поэтому нам важно поддерживать и развивать эту сферу.
ЕРТатарстан: Ольга Ивановна, есть еще важный момент: киберспорт и люди с ограниченными возможностями здоровья. Вы как координатор партийного проекта «Спорт без границ» прекрасно понимаете специфику. Насколько доступен киберспорт для таких людей?
ОИ: Киберспорт – это единственное спортивное направление в мире, которое добилось полной инклюзии. Сегодня в киберспорте люди с ОВЗ в рамках федерального стандарта ничем не отличаются от спортсменов с общими требованиями к здоровью. В реестре видов спорта нет отдельного спорта для людей с ОВЗ. Есть практика, когда чемпионами мира становились спортсмены, имеющие какие-либо физические нарушения. Я очень много говорила на эту тему и с Дмитрием Смитом. По его словам, есть определенная разработка игр для данных людей. Тем не менее инклюзия – есть инклюзия. Но это дело уже касается сильно подготовленных спортсменов, они соревнуются друг с другом на равных.
Что касается детей, то Федерация компьютерного спорта разработала социальный проект «Мир уникальных геймеров». Мне очень понравилось само название. Это соревнование, в котором принимают участие дети с ОВЗ. Для них предусмотрены определенные послабления.
ЕРТатарстан: Ольга Ивановна спасибо за то, что разложили нам информацию о поправках по полочкам. Мы думаем, что многим родителям и интересующимся этой сферой сейчас стало понятно, что происходит на законодательном уровне в части киберспорта, что еще нужно подтянуть, какие документы и материалы прочитать. Они узнали о том, что создана целая федерация, которая занимается развитием этого направления.
И в завершение поделитесь с нами 5 советами здорового человека.
ОИ:Знаете, я, наверное, считаю себя здоровым человеком. У меня оптимистичный настрой. Я никогда не переживаю и не расстраиваюсь ни по какому поводу. Даже в самой сложной ситуации я сохраняю критическое мышление и ищу выход. Наверное, об этом я и хотела сказать.
Всем нашим читателям желаю никогда не терять веру в свои силы и помнить, все невозможное в этой жизни возможно. Конечно, еще посоветую вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой. Для тех, кто не может заниматься физической культурой, подойдет ходьба. Свежий воздух, солнце, природа – наши самые лучшие друзья. Активный образ жизни, здоровое питание. Школа здоровой пищи – это самое лучшее еще со времен Советского Союза. Вы, наверное, помните, как еще в детских садах и школах нас кормили кашей. Благодаря правильному питанию выросло довольно крепкое и сильное поколение.
Я считаю, нужно заниматься спортом и физической культурой, придерживаться простого питания, соответствующего нашей среде обитания. Здоровый сон. Поменьше негатива и больше положительных эмоций. И все в жизни будет хорошо!
И в завершение я хотела бы еще раз вернуться к теме киберспорта. На фоне мировых санкций многих волнует вопрос спортивного инвентаря. Что касается персональных компьютеров, по информации Федерации киберспорта, у нас запасов на несколько лет вперед. Есть определенная озабоченность в части самих консолей. Например, PlayStation Five сегодня уже в дефиците. В связи с этим буквально вчера на площадке Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту был поднят вопрос о мерах поддержки отечественных производителей и разработчиков игр. Нам необходимо создать киберспортивную экосистему. Наши айтишники лучшие в мире. И все-таки дети в школах должны заниматься киберспортом, но это, конечно, по желанию родителей. Понятно, что это пока будет факультативом.
Необходимо поддерживать развитие детей, обладающих способностями в этой сфере, потому что это будущее России, это будущее мира.
Гибридные соревнования, которые планируется провести в 2024 году в Казани, – это новое направление, новый вектор развития мирового спорта.