Ссылка на начало книги ◄Баста. Моя жизнь. Моя правда►
ГОЛЛАНДИЯ (2)
Скандал и позор. Италия 90-го года
Несколько дней я просто смотрел из окна на огромный сад. В небытие. Я вел себя совершенно необщительно. Все знали, что меня нельзя беспокоить. У меня не было желания больше смотреть этот чемпионат мира, но больше всего я не мог ни с кем встречаться. Мы были недалеко от Канн, на юге Франции, на вилле у моря. Лисбет, конечно, тоже была там, и наша дочь Ребекка. В остальном почти никто не знал, где я нахожусь, и это было как раз то, чего я хотел.
Мне было стыдно. Мы опозорились на чемпионате мира в Италии. Это была первая серьезная неудача в моей карьере. До этого момента почти все превращалось в золото: каждый год по крупному трофею, европейские кубки и выигранный чемпионат Европы. В 1987, 1988, 1989 и 1990 годах - все трофеи. Но теперь этот чемпионат мира. Это был позор. Я сам играл ужасно.
В мае того года мы второй раз подряд выиграли с "Миланом" Кубок европейских чемпионов. В конце 1989 года Франк, Франко Барези и я были признаны тремя лучшими игроками в Европе, и, как чемпионы Европы 1988 года, мы были в числе претендентов на титул чемпиона мира. Это не означало, что мы одной рукой держали кубок, но с тем составом, который у нас был, мы явно были способны побороться за главный приз. На самом деле все пошло не так по всем фронтам.
Все началось в отборочном турнире, когда тренером сборной был Тийс Либрегтс. У Рууда Гуллита с ним долгие годы были не очень теплые отношения после того, как в 1984 году Либрегтс, будучи тренером "Фейенорда", несколько снисходительно отозвался о нем. Поэтому неудивительно, что Рууд был им недоволен. Большинство игроков тоже не считали его лучшим человеком для чемпионата мира. Это произошло только после отборочного турнира, в феврале 1990 года. После товарищеского матча с Италией Рууд, будучи капитаном, от имени команды обратился в федерацию Голландии с четким посланием: "Группа игроков хочет, чтобы Либрегтс ушел".
В ответ на это чиновники созвали всех игроков в отеле "Схипхол Хилтон" 25 марта 1990 года, прямо перед отъездом команды в Киев на товарищеский матч против сборной Советского Союза. В этот вечер в зале присутствовал тренер сборной 1988 года Ринус Михелс, только теперь у него была совсем другая работа в федерации.
После чемпионата Европы 88-го года Михелс перешел в леверкузенский "Байер", но не доиграл там сезон до конца. Осенью 89-го он вернулся в Голландию в качестве технического директора. Председатель исполнительного комитета профессиональной футбольной лиги Мартин ван Руйен вступил в должность только 1 ноября 1989 года, и для него, как выяснилось позже, это была трудная работа, в основном потому, что он не имел футбольного образования.
В Схипхоле, более чем за два месяца до начала чемпионата мира, Михелс и ван Ройен от имени голландского комитета хотели услышать от группы игроков, действительно ли они не хотят продолжать работу с Либрегтсом. Результат был ясен, как, собственно, и было ясно уже месяц назад. Михелс, очевидно, ожидал этого, потому что он сразу же представил нам три имени в качестве потенциальных замен: Ад де Мос, который успешно работал в команде "Мехелен" и был тренером "Андерлехта"; Лео Бенхаккер, тренер "Аякса", который ранее временно исполнял обязанности национального тренера; и Йохан Кройф, тренер "Барселоны". «Если мы сможем заполучить одного из этих трех кандидатов для участия на чемпионате, вас это устроит?» спросил Михелс. Посоветовавшись с игроками, я сказал: «Йохан Кройф - лучший из этих трех. Поэтому я не хочу ни одного из них, я хочу только Кройфа. Будет лучше, если мы все скажем сейчас, кого мы предпочитаем, и я думаю, что мы должны проголосовать по этому вопросу». В этот момент Михелс и Ван Руйен покинули комнату.
Результат был совершенно ясен: восемь голосов за Йохана, три за Бенхаккера и два за Де Моса. Никаких сомнений. Послание было ясным. Поскольку Франк, Рууд и я не поехали в Киев из-за обязательств перед Миланом, Рональд Куман получил задание передать результаты голосования Михелсу от имени группы примерно во время товарищеского матча против Советского Союза в Киеве. Это он и сделал через два дня.
Для меня было бы мечтой поехать на чемпионат мира с Йоханом в качестве тренера. У него все получалось в "Барселоне", а многие игроки добивались побед на национальном и международном уровне. Нам нужен был человек, которого все уважали бы и все слушали. Сильная личность. Йохан был человеком, обладающим авторитетом и способным создать команду из наших разрозненных талантов. Он также был технически и тактически лучше других кандидатов. Нам нужен был кто-то вроде него. Мы все это знали.
Либрегтс был должным образом освобожден от своих обязанностей, и Ринус Михелс приступил к работе. Мы думали, что он начнет с разговора с Йоханом. У нас была полная уверенность, потому что группа большинство игроков проголосовала за Кройфа. Потом мы забыли об этом, потому что у нас было много других забот. Мы все еще сражались на трех фронтах с "Миланом" и были очень заинтересованы в том, чтобы снова выиграть Кубок Чемпионов.
Бомба упала в конце апреля. Мы ожидали, что Михелс проконсультируется с нами после того, как сделает домашнюю работу и проанализирует различные кандидатуры. Но он застал нас врасплох.
В конце апреля Михелс созвал встречу в отеле «Ван Дер Валк» в Сассенхейме. На встрече присутствовали он сам, Мартин ван Руйен и пять игроков: Рональд Куман, Рууд Гуллит, Франк Райкаард, Ханс ван Брёкелен и я. Мы уже были там, когда вошла делегация федерации: Михелс, ван Руйен и, к нашему полному удивлению, Лео Бенхаккер.
Мы думали, что у нас будет встреча по поводу того, кто будет тренером сборной, и считали само собой разумеющимся, что это будет Кройф, наш первый выбор. И тут появился Михелс, представив нам свершившийся факт. Он явился вместе с Бенхаккером со всей обычной формальностью и тем самым лишил нас возможности обсудить это. Бенхаккер был там, сидел рядом с ним. Нам сказали, что он будет представлен прессе через несколько дней.
Мы были поражены и крайне возмущены. Почему вдруг именно Бенхаккер? Как так получилось? Просто скандал. Михелс поставил нас в затруднительное положение и, похоже, заботился только о своих собственных интересах. Вот почему я впоследствии говорил в СМИ, что Михелс просто использовал нас, чтобы избавиться от Либрегтса, что он идет своим путем и игнорирует наши пожелания.
Неожиданный выбор Михелса оказал крайне пагубное влияние на вся и всех, вплоть до последней минуты последнего матча. Это было началом конца для нашего Кубка мира.
#спорт #футбол #книги #знаменитости #нидерланды
#интересные факты #марко ван бастен #история
◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄34►►►►►►►►►►