В жизни Ларисы Латыниной случалось всякое: и завоевание 18 медалей на Олимпийских играх, и борьба с раковой опухолью, а еще — любовь, боль, счастье и потери. Все как у всех, но в то же время — по-своему, с характерным латынинским бесстрашием, обезоруживающим, а порой отчаянным.
Детство в бедности
Детство у маленькой Ларисы было, прямо скажем, несладкое. Неграмотная мама из деревенских, всю жизнь проработавшая уборщицей, приносила в их дом весьма скромную зарплату. Девочка росла без папы — Семен Дирий погиб во время войны под Сталинградом. При таких обстоятельствах о красивой жизни мечтать не приходилось.
Тем не менее мечты в том доме все же водились — не у Ларисы, а у ее мамы. Пелагея Барабанюк так и видела свою дочь певицей или балериной, выходящей на сцену под звуки оркестра. Нарядное платье, красиво уложенные волосы… Бедной женщине больше всего на свете хотелось, чтобы из ее маленькой Лары «вышел человек». Поэтому денег на занятия дочери она не жалела: каждый месяц отдавала кровные 50 рублей на балетный кружок, который девочка исправно посещала в течение года.
Первые успехи
В 16 лет Латынина получила первый спортивный разряд, а затем стала мастером спорта СССР, благодаря чему попала на всесоюзное первенство в Казань в составе сборной команды школьников Украинской ССР.
В 1954-м на чемпионате мира по спортивной гимнастике в Риме женская сборная СССР завоевала первое место, а Лариса Дирий — свою первую золотую медаль. Возвращаясь со сборов в Киев, чемпионка мира садилась за учебники по математическому анализу и физике, переписывала конспекты у однокурсниц и в ускоренном режиме досдавала экзамены.
Совмещать учебу и гимнастику не получалось, поэтому в определённый момент Латыниной пришлось сделать выбор. Она осталась в спорте. В 1956-м Лариса Латынина дебютировала на Олимпийских играх, проходивших в Мельбурне. То был настоящий триумф: 22-летняя девушка взяла 4 золота (команда, многоборье, вольные и опорный прыжок), а также серебро на брусьях и бронзу в групповом выступлении.
Случайная опухоль
«После Олимпиады в Мельбурне у нас был сбор под Ташкентом в доме отдыха ''Политотдел''. Рядом протекала горная река Басу. И ребята (а там проходили подготовку сборные по разным видам спорта) частенько играли в футбол, волейбол. Мяч попадал в речку, а я, как назло, оказывалась поблизости. Они говорят: ''А как мячик достать? Вода такая ледяная''. Я фыркала: ''Тоже мне, мужики!'' — и прыгала в воду», — вспоминает Латынина.
Эта демонстративная смелость и независимость в конечном счете обернулись воспалением придатков.
«Когда меня на ''неотложке'' увезли в больницу с болевым приступом, выяснилось, что опухоль была величиной с куриное яйцо», — рассказала Лариса Семеновна.
Полтора месяца — постельный режим в клинике, а еще процедуры, лечение и ежедневный осмотр опытнейшего профессора Лурье. Этому выдающемуся медику удалось вылечить спортсменку без операции — опухоль, как по волшебству, рассосалась.
На 14-м чемпионате мира, проходившем с 6 по 10 июля в Москве, Латынина выступала беременной и завоевала 5 золотых медалей и 1 серебряную. Ее «интересное» положение удивило даже доктора, ведь после рака он сомневался, что она сможет иметь детей. Из спорта Латынина не ушла. Уже через 2 месяца после родов она вернулась на тренировки.
Без трагедий не обходится ни одна жизнь: абсолютная чемпионка мира пережила и смерть сына, и развод, и «вычеркнутые из памяти» 10 лет в отношениях с двуличным «предателем», и боль проигрышей, и смирение с возрастом. Но для Ларисы Латыниной все это — вовсе не поражения, а очередные этапы на пути к некой главной и порой необъяснимой победе.
Победе самой жизни.