Если вы любите фильмы, которые оставляют вас в растерянности и с вопросом "Что это значит?", то "Род мужской" 2022 г. вас безусловно порадует.
Алекс Гарленд - британский писатель, превратившийся в режиссера философствующих многозначительных "Из машины" и "Аннигиляция", представил публике свой новый фильм. На этот раз тут намного меньше фантастики и намного больше религиозной символики и рассуждений об отличиях между мужчинами и женщинами.
Главная героиня фильма "Род мужской" - женщина. Молодая вдова, недавно потерявшая мужа. Он, судя по всему, покончил собой прямо на ее глазах. Она отправляется в отдаленный деревенский коттедж, где пытается прийти в себя и отдохнуть. Но вместо условного рая и воссоединения с природой, обнаруживает преследующих ее мужчин. Все они на одно лицо и всем от нее что-то нужно. Вот только что - большой вопрос.
Интересно, что центральной фигурой фильма "Род мужской" стала женщина. Но эта картина вовсе не о ней. Центром внимания режиссера и зрителей являются именно мужчины. Да и в целом новая лента Алекса Гарленда - с первого до последнего кадра представляет собой погружение именно в мужское сознание, а вовсе не в переживания условной главной героини.
"Род мужской" - символичный фильм. И в основе его лежат легко считываемые религиозные мотивы. Режиссер не пытается закидать зрителя обилием неподвластных трактованию символов, поэтому основные темы и идеи ленты легко считываются - это про перерождение, про переживание травмы и чувство вины, про столкновение мужского и женского. А еще тут христианские мотивы об Адаме и Еве и языческие средневековые представления о "Зеленом человеке" как символе природного возрождения и образе женского плодородия "Шила-на-гиг".
Это все понятно. Но что именно хотел рассказать зрителям Алекс Гарленд? Ответить на этот вопрос не так легко, как вычленить и истолковать отдельные элементы, из которых он построил свою киноисторию. Чтобы это понять нам нужно в первую очередь сместить внимание с женской фигуры и понять, что главный герой тут вовсе не женщина, а "мужской мир". В мужском мире есть мальчики, есть блюстители нравственности, есть отцовские фигуры, есть мужья, есть защитники, есть наставники, есть наивные безобидные девственные фигуры. И всем им нужна женщина. Собственно эта простая идея, что мужчины нуждаются в женщинах и лежит в основе "Род мужской".
Мировая культура и философия с самого своего основания пытается осмыслить дуалистичный характер всего сущего, в том числе человеческой природы. Почему одуванчики могут лишь пустить по ветру свои семена и возродиться в сотнях других точно таких же одуванчиках, а человек может появиться на свет только из тела женщины? Вопрос, который задал себе и зрителям Алекс Гарленд и, естественно, не смог дать ответ на этот вечный вопрос в своем фильме.
"Род мужской" из-за центрации на фигуре женщины и религиозных мотивов сравнивают с "мама!" 2017 г. Даррена Аронофски. Но не менее уместным было бы сравнивать этот фильм с творениями Педро Альмодовара (постоянно подчеркивающего раздвоенную сущность женщины как материнской фигуры и фигуры сексуального вожделения) и творениями Ларса Фон Триера (тоже постоянно пытающего разобраться в непостижимой силе, которая присуща исключительно женскому роду).
Трейлер фильма "Род мужской", 2022 г.
Рейтинг фильма "Род мужской" справедливо умеренный - 6,2 в IMDB и 6,7 в Кинопоиске. Этот хоррор предлагает зрителям увлекательное зрелище, а под конец вообще шокирует омерзительными образами перерождения мужчин, но за пределами визуального ряда не предлагает каких-то инновационных и оригинальных идей.
Смотрели "Род мужской" (Men)? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Спасибо за подписку, комментарии и лайки. Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме.