- У меня была не такая бурная жизнь, как у некоторых, и рассказывать особо нечего, - сразу заметила Татьяна Алексеевна Шатохина (Клановец). Я вообще не имею никаких наград, не ветеран труда. Даже не знаю, зачем меня сюда пригласили.
- Как это не имеете? – молниеносно отреагировала Лариса Александровна Норина. Мы встретились, как обычно, в Совете ветеранов БАМа. И, проверив все документы, возмущенно добавила. - Да, есть такая несправедливость.
Специалисты отдела кадров у вас плохо работали. Сами себе все регалии присвоили, а простые работяги остались ни с чем. Это как так – машинисту крана, женщине, не дать медаль? Мы обязательно будем пробивать этот вопрос.
Родилась Татьяна в Чернигове, городе, знаменитом тем, что его основателем был Мстислав, брат киевского князя Ярослава Мудрого. Девушка была старшей в многодетной семье. Досталось, как сама выражается, «по полной», а потому постоянно стремилась убежать подальше от дома.
- Окончила 8 классов и пошла в строительное училище. Мама уговорила. Училась я на маляра с получением среднего образования. Год отработала и уехала в Харьков. За лучшей долей. Работала на заводе.
Как-то девушка увидела работающую на высоченном кране женщину и просто загорелась: «Хочу управлять краном!» Дошла до треста, до комбината, чтобы уволиться и пойти на курсы. Окончила!
- А как попали на БАМ? – уточняю я.
- Поехала в гости к родственникам. От них узнала, что есть в Сибири стройка, где можно хорошо заработать. Решала, что поеду! Ехала в Усть-Кут и не знала, что здесь БАМ.
- По комсомольской путёвке?
- Нет. Сама по себе. Я не встала на учёт в комсомольскую организацию, когда в Харьков переехала. Мне некогда было ходить в горкомы, райкомы, клубы. Да и не хотела взносы платить.
Всё становится на свои места. Представляете, в семидесятые годы девушку, приехавшую на Всесоюзную комсомольскую стройку, без комсомольского билета? Анархистка? Караул! Хорошо ещё, органы не заинтересовались. Какие там награды? О чём вы говорите?
- И вот вы приехали в Усть-Кут. В каком году?
- В 1975. С ребятами, которые ехали на стройку семьёй. Подумала: уеду ещё подальше от дома. Хотелось свободы. Приехала. Работу сначала не могла найти. Маляром не хотела, крановщиком не брали.
Молодо выглядела, хотя было уже 22 года. Пошла на станцию Лена приёмосдатчиком. А потом знакомые, с которыми приехала, нашли мне работу крановщика в ПМК «Лесные причалы». До 1985 года там и работала.
Татьяна Алексеевна была машинистом башенного крана. Вместе с бригадой строили многоэтажные дома по Пушкина, 103, 105, магазины, учреждения соцкультбыта.
- Дом по Пушкина, 103, например, вместе с поселенцами строили.
Их привозили из Микгана (колонии поселения - авт.). За все годы у меня ни одной аварии, и со всеми мужиками - хорошие отношения. Я для них была своим парнем. При мне о чём только не говорили! Не боялись, что донесу их жёнам.
- А как сложилась ваша семейная жизнь?
- В 1978 году вышла замуж за Шатохина. Он работал в ПМК строителем. Уговорил меня, хотя замуж я сначала никак не хотела, - признаётся Татьяна Алексеевна. - У меня тётки были незамужние, и мама всё боялась, что и я останусь одна. Впрочем, Владимир вскоре погиб, а замуж я больше не вышла.
- Блондинка? Натуральная? – ахнула я, увидев Татьяну на фотографии в молодости.
- Ага, блондинка, - усмехается она, продолжая свою невесёлую историю.- Крашеная. Сыну тогда было год и 8 месяцев. Муж у меня хороший был. Не хотела, чтобы какой-то дядька обижал моего ребёнка. Трудно, конечно, было. И на двух работах работала, и на вторую смену оставалась. - После продолжительного молчания, добавила: - А больше я про это говорить не хочу.
- Со времён БАМа что помните? Может, художественной самодеятельностью занимались, спортом?
- Какая там художественная самодеятельность? – удивляется она.- Я нигде не участвовала. У меня были только дом и работа. В 1985 году ушла в Мостоотряд №102. Начальником у меня был Уласик Валерий Павлович. Золотой человек. Уважаю до сих пор. Когда депутатов избирали, я только за него голосовала, жаль, не прошёл.
- Чем занимаетесь на пенсии?
- В лесу люблю бывать, дышать свежим воздухом. Вчера смотрела свои поля, где земляничка цветёт. Живу-то в Мостоотряде – тайга рядом. Зимой на лыжах хожу.
- Я так свою работу любила, что не выскажешь, - продолжает Татьяна Алексеевна. Откровенно всё рассказывает – как на духу. Но о чём не желает говорить – не заставишь. Такая вот сильная женщина с непростой судьбой. - Когда окончила курсы и пошла на практику, у меня был хороший наставник. Помню, когда впервые забралась на башенный кран, люди сверху показались, как маленькие букашки.
На высоте я прекрасно себя чувствовала, знала, что мой труд приносит пользу. Могла и на Лене приёмосдатчицей остаться, но мне нужен был кран. Такелажницей устраивалась. Я тогда на всё была согласна, только чтобы рядом с краном постоять.
А когда большое строительство завершилось, то ушла в охрану. Жить-то на что-то надо было!
- А по чеку машину получили? – интересуюсь я.
- Свой чек поменяла на квартиру. Жила тогда в общежитии. Я покупателю отдала чек, он мне ещё денег доплатил и квартиру свою отдал. Тогда же все крутили-мутили. Конец 80-ых – начало 90-х. Непонятно, что творилось, и что ждало в будущем. Уже после, когда Мостоотряд стали расформировывать, многие получили квартиры.
Татьяна Шатохина совсем не жалеет, что в своё время выбрала БАМ. Наград не заработала, но разве это главное? На судьбу не обижается – сложилось всё так, как сложилось. Всем бамовцам желает здоровья и благополучия.
А много ли вы знаете женщин - машинистов башенных кранов?
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Подписывайтесь на канал, чтобы вместе встретить полувековой юбилей БАМа!