Найти в Дзене
Александр Ralex

Велопоход «Большой круг - 2015», 11-14 июня 2015г. Якутия.

Велопоход Большой Круг 2015. Маршрут: Якутск -Кангалассы -Соттинцы - Кердюгэн - Техтюр- Нижний Бестях - Качикатцы - Мохсоголлоох - Покровск - Якутск. Общий пробег ~ 350км.

Пролог

Шёл обычный рабочий день. В преддверии выходных в голове витали планы об отдыхе на природе с шашлыком и печёной картошкой, ленивом потягивании чая с костра и неспешном, хорошим выходном дне. Мысли уносили в лес наполненный яркими красками и запахами трав, слежавшейся листвы, хвои и только-что раскрывшихся листьев берёз.

Дочертив фрагмент усиления колонны, для лёгкого отвлечения от рабочей «текучки», привычным движением мышки запустил браузер и зашёл на велофорум. В разделе велотуризм, увидев значок «+1» с лёгким воодушевлением перешёл по ссылке и «о чудо!», вверху страницы весит свежий «топик» с названием «БОЛЬШОЙ КРУГ-2015! 11-14 июня». В нём говорилось, что собираются достаточно отчаянная команда для четырёхдневного велопохода. После прочтения «топика» я почувствовал, что пульс слегка участился и адреналин начал подкатывать, и почти не раздумывая ответ на собственный вопрос быть или не быть сформировался очень точно и отчётливо – ЕДУ!

Подготовка vs работа

После принятого решения о поездке, как это бывает в обыденности, начинает действовать закон подлости. На голову, руки, плечи и спину свалилась необыкновенно срочная и важная работа. Неделя шла с днём как за два, решались все возможные и не возможные проблемы, параллельно продумывая детали похода, экипировки и прочих мелочей. Ещё одной не решённой задачей был сам ОН, везущий и катящий, преданно служащий мерида-вело-конь. Конь был в хорошем самочувствии и прекрасно ехал, но как и любой механизм он за многие годы службы слегка поизносился, передняя вилка уже не работала и от каждой попавшейся на пути щебёнки вибрация мгновенно передавалась на руки, а тросики не смазывались с самой покупки. И пришлось везти его к великовеломастеру тов. Танкеру воскресителю наимертвейших вилок. В канун перед выездом в увлекательнейший путь конь был готов. Забрав его уже поздним вечером из веломастерской начал сборы «бутора». Итак, к часу ночи все было собрано.

День 1 "Вечерний звон"

Выезд был запланирован на 19-00. После, довольно суетного дня, зная что вел стоит снаряженный в гараже, шел не спеша до дому. Подкрепившись и распрощавшись с родными покрутил педали до традиционного места сбора Вечного Огня. Подъехав увидел много знакомых лиц, кто-то укладывал вещи, другие в сторонке разговаривали и смеялись, третьи только подтягивались. С первого взгляда было сразу не понять кто едет в поход, а кто приехал нас проводить. Обстановка была душевной, веселой и достаточно не принужденной. И тут подъехали MasterNik и Фнюта нагруженные пакетами с общественной едой. Распределив продукты, вздохнув и взглянув на часы, мы выдвинулись.

-2

Поехали организованной колонной, соблюдая правила ПДД, по центру города. Народ смотря на колонну из более чем 16ти велосипедов нагруженных "бутором" немного остолбевали и удивленно провожали нас своими взглядами, некоторые водители на перекрестках с интересом расспрашивали кто такие и куда путь держите.

Вечерело. Мы потихоньку выезжали из города, оставляя столичную суету позади. И наконец постепенно начинало проявляться то чувство спокойствия, цели и единения с тем общим, что нас окружает и чего мы в повседневной суете жизни не замечаем.

Наш путь лежал через Марху, Тулагино, Капитоновку к Кангалаской переправе.

-3
-4
-5
-6
-7

Т.к. последний паром должен был уходить в 21-00, а группа к этому времени не успевали физически, то светила перспектива ночевать на этом берегу, а уже по утру переправляться. Подъехав к переправе с удивлением увидели множество машин и наполняющейся паром, вздохнув с облегчением мы стали на него грузиться.

Подняв аппарель, паром завёл свои двигатели и начал постепенно отплывать. Мы душевно распрощались с нашими провожающими проводившими нас до самих Кангаласс и устроились поудобнее наблюдая за красавицей рекой Леной и отдаляющимся от нас Кангаласским мысом.

-8
-9
-10

Примерно через час паром причалил к правому берегу Лены, опустил аппарель все в шустром темпе сошли на берег.

Начались поиски места для ночёвки. Немного прокатившись и одолев небольшой бродик, место было найдено.

Типичная вечерняя суета перед ночевкой всегда в радость. Пока собирал палатку вдали затрещал костер, народ по тихой начал собирать на стол, а шеф повар Аня начала кашеварить.

-11
-12
-13
-14

День 2 "Ад"

Проснулись, поели, собрались, поехали.

-15
-16
-17

В этот день мы должны были пройти через пески Кердюгена, село Томтор и выйти на трассу Колыма, доехать до Н.Бестяха, а там до куда хватит сил.

В отдельности этот маршрут назывался "малый круг" или "Кердюген - песок и слёзы".

Это был сложнейший участок из всего планируемого пути, т.к. нас ждало много песка, пеших участков и всё это под палящим солнцем и ограниченностью в пополнении запасов воды.

Вода для путешественника на велосипеде это как «топливо» для автомобиля. И на данном участке было только два источника пополнения водой, один ключ бьющий из под горы, а второй это «филиал Булуса», ледник расположенный во впадине гор, ну и последний это уже магазин в с.Томтор.

-18
-19
-20
-21
-22

По обочинам дороги, пролегавшей через посёлок Соттинцы, паслись не замечая проезжающих туристов, коровы и табун лошадей. Пробравшись через сельские пейзажи дорога пошла сквозь лес, разветвляясь и петляя. Каждый год проезжая по этому маршруту путники всегда находили новые дороги и наш случай был не исключением. Свернув немного не туда мы очутились, как это не странно, в детском лагере отдыха, расположенного посреди леса. По всей видимости лагерь готовился к новому сезону. Проехав его и ещё немного и попетляв по лесной дорожке мы выехали на основную дорогу.

Не спеша наша группа подъехала к заброшенному, но с ещё обитаемыми в летний период несколькими домами, селу Кердюгену. Переведя дыхание, сфотографировавшись мы двинули далее.

-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31

Примерно через час мы были у первого источника живительной влаги. Наичистейший ключ бивший из недр земли пополнил наши запасы водой, охладил наши разгорячённые тела и придал стимул для дальнейшего пути.

Начались песчаные дороги и затяжные подъёмы, организм начинал работать на выносливость крутя педали до победного пока велосипед не вставал колом в зыбучем песке.

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

К обеду добрались до «филиала Булуса». Вода здесь хоть и чистая, но со своеобразным привкусом. Пообедав спустились к леднику дабы насладиться лёгкой прохладой и невероятным чудом природы.

Немного отъехав от ледника нашему взору открылась смотровая площадка на панораму долины Туймаада.

-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50

После хлеба и зрелищ приступили к покорению песков. К концу дня организм начал сдавать позиции, усталость накапливалась не смотря на перерывы и перекусы, лица становились менее оптимистичными и на некоторых читалось «какого…. я сюда поехал». Кердюген давал о себе знать. Но в этом и заключается суть туризма - преодоление себя, закалка воли, проходя как казалось невозможное.

Итак, к вечеру мы были в Томторе. Дав магазину дневную выручку мы разделись на тех кто едет дальше по Большому кругу и тех кто возвращается на пароме через Н.Бестях.

Испытания песками Кердюгена группа прошла неплохо, мёртвых душ и тел почти не было, трое планировали проехать только по малому кругу и сойти в Н.Бестяхе, а вот одна наша сотоварищница к сожалению немного не рассчитав силы отказалась от дальнейшего пути. Но даже это подвиг пройти весь Кердюген своим ходом, т.к. многие крепкие мужики тихо плакали в песках Кердюгена.

-51

После Томтора выйдя на М56 двинули в сторону Н.Бестяха. Дорога в этом направлении с каждым годом лучше, а асфальт всё ближе, поэтому добрались довольно быстро. В Н.Бестяхе уже несколько часов нас поджидали товарищи, которые собирались ехать по среднему кругу, т.е. по Большому кругу, но без Кердюгена.

Поужинав в кафе сытным борщом и закупив продукты на следующие дни мы выдвинулись.

-52
-53
-54
-55

Доехав до реки Мыла было решено сворачивать в лес, разбивать лагерь и ложиться спать, т.к. уже была полночь и силы были на исходе.

День был тяжёл, но мы его преодолели!

День 3 "Рай"

Спали достаточно долго, Борисыч с утра съездил за водой, Федя чинил очередной пробой.

Завтрак и сборы были не спешными ибо дорога ждала нас уже не песчаная, а гравийная и даже асфальтированная.

-56
-57
-58

Началась старая, добрая Неверская траса. Работы на ней велись колоссальные и самое интересное асфальт между Н.Бестяхом и Качикацами уложен почти по всей трассе, остался участок километров в 30. Ещё что поразило, так это новые мосты через реки Менда и Лютенга.

Добравшись до р.Лютинги, славно отобедали, отдохнули и поехали прямиком до Булуса.

-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71

На Булусе как истинные велотимуровцы по просьбе работниц парка мы немного поработали лопатами.

Булус был холоден и прекрасен. Пополнив запасы воды мы двинулись в Качикацы к переправе.

-72
-73
-74

На этом участке у нашего велотоварища решила отказать задняя втулка на колесе. Побеседовав с ней по душам она так и не захотела крутиться по хорошему, посему были вынуждены сделать колесу асфальтотерапию, путём нескольких ударов асфальтом о торец втулки. И о чудо, она заработала, но к сожалению только до Мохсоголоха.

Традиционно в Большой круг входит заезд на р.Буотаму, но нынче мы просто не успевали это сделать.

Добравшись до парома и прождав 2 часа его заполнения, а точнее не дождавшись, т.к. паром уходил только заполненным мы двинули в прибрежный лес для ночёвки.

-75
-76
-77

Райский день удался!

День 4 "Хоббит. Туда и обратно"

Туда и обратно подразумевалось, что мы доедем до Буотамы и вернёмся назад, но не судьба, а название пусть останется для истории.

Утро было замечательное, предвкушение того, что к вечеру будем дома давало стимул, силы и оптимизм.

Наконец то дождавшись парома толпою заехали на него. В это же время погрузились наши коллеги туристы на мотоциклах «эндуро».

-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85
-86

Щелкая семечки мы даже не заметили, как паром подплывал к Мохсоголохской переправе. Выехав на берег, переодевшись в летнюю одежду начали брать Мохсоголохский подъем. Далее закупавшись водой и намазав сгоревшие на солнце руки Алксановским «противоожоговым мылом» двинули на Покровск.

-87
-88

Как ни странно и очень удивительно, а также маловероятно, но ветер оказался для велотуристов попутным, в связи с чем до Покровска долетели одним махом.

Пообедав в Покровском кафе покатили далее. Подъёмы и спуски, шум асфальта из под колёс, меняющиеся пейзажи все это ухватывал взгляд, а память вспоминая проезжаемую местность подсчитывала оставшиеся километры до конечной цели. Сердце радовалось, опорное место чуть меньше, но душа сияла и летела немного впереди.

Очередная традиционная остановка нас ждала в Орто-Дойду. Некоторые пошли в зоопарк, другие покупать шашлык. В это время начал покапывать дождик, но никого он не печалил, а давал только то разнообразие пути, которое интересно вспоминать в кругу друзей и единомышленников за кружечкой горячего чая.

Далее была Владимировка, где MsterNik официально вручил нам сувенирчики-наклейки.

-89
-90
-91
-92
-93
-94
-95
-96

До города оставались считанные километры, педали крутились на автомате. Приятным сюрпризом при въезде в город была группа встречающих. Доехав до конечной точки нашего маршрута Вечного Огня, где кстати была ещё одна толпа встречающих, мы воодушевлённо вздохнули, сфотографировались, распрощались и поехали по домам.

-97
-98

Эпилог

Закатив коня в гараж, ждала уютная встреча с родными. Умывшись и лёжа в постели мысли были о дороге, о лесах, о песчаных подъёмах, тело уже непривычно ворочалось от уютной кровати, а сон никак не шёл.