Русские женщины всегда славились своими красивыми ремеслами. Они занимались ткачеством, вязанием кружев, строчкой, вышивкой. И каждое изделие несло свою смысловую нагрузку. Например, орнаменты, которые вышивались на одежде, выполняли еще и роль оберега, то есть охраняли человека от нечистой силы, злых духов. Другие орнаменты символизировали здоровье, удачу и благополучие. Даже элементы орнамента: ромбы, круги, кресты – все по отдельности имели свой магический смысл. Например, ромб символизировал людское тело, в котором заключена душа, крест в круге – сильнейший оберег от сглаза.
Считалось, что злые духи могут проникнуть в тело человека лишь там, где нет полотна, то есть через вырез горловины, рукавов, низа рубашки. Поэтому оберегающие орнаменты вышивались по краю всех отверстий - ворота, рукава и по подолу.
Вышивалась не только одежда, но и предметы домашнего обихода. Особая почетная роль в этом случае отводилась полотенцу, рушнику: при родах на вышитое полотенце принимался младенец; хлебом солью на полотенце встречают родители молодых во время свадьбы; вышитыми полотенцами украшали избу, иконостас, зеркала; на полотенцах опускали гроб в могилу. Многие обычаи дошли и до нашего времени.
Магический смысл имел и цвет вышивки. В нашем крае была распространена вышивка белыми нитками по белому полотну. Белый цвет – означал чистоту, непорочность. Поэтому этот вид строчки применялся в вышивках столового и постельного белья и нижних одежд. Вообще строчевышивальный промысел стал бурно развиваться в селах Василевского края (ныне г.о.г.Чкаловск) в 19 веке. До этого женщины в основном занимались плетением кружев. Тогда же в селе Катунки женщины освоили и новый вид вышивки – гипюр.
Историк М.А. Плотников в своей книге «Нижегородская губерния по исследованию земства, часть II, Крестьянские промыслы» дал такую характеристику строчевышивальному промыслу: «Все молодое женское население Катунок и окрестных селений, до детей включительно, занято этим производством. С 7 лет начинают работать девочки, рано теряя живость движений, приобретая сутулость фигуры и предрасположенность к чахотке. За утомительную 15–18 часовую работу строчеи получают по 12–15 копеек, которые благодаря расплате продуктами и материалами для строчеи (нитками) понижаются до 10 копеек в день».
Постепенно во французские сухие геометрические фигуры вплетались фантазии русских женщин. Ромашки, рябиновые ветки, колоски, снопики появились в узорах мастериц - так появился новый вид вышивки, впоследствии названный «горьковским гипюром».
К слову сказать, этот промысел процветает до сих пор. Со временем смысл языческих символов постепенно ушел в прошлое, но мотивы вышивок сохранились до сих пор. В городе Чкаловске на фабрике «Гипюр» есть выставочный зал, где представлены изумительные по красоте работы наших вышивальщиц.
Но самым особенным и символичным является занавес «Древо Жизни», созданное по мотивам славянской мифологии. Наши предки тысячелетиями поклонялись Древу Жизни.
Его изображения, дошедшие до наших дней, полны солнечных символов. Ромбы, круги, спирали – символизировали смену времен года, вечный круговорот жизни. Вот и на этом занавесе отражены все символы жизни. Земля – это усеянный цветами луг. Из земли растет мощный ствол Древа, крона которого состоит из фантастических цветов. И во все стороны тянутся солнечные лучи. Рядом по земле стелются молодые побеги, как символ новой жизни. Эта работа чкаловских мастериц - настоящее произведение искусства.
Вот такова сила традиций…