Найти тему

Русские орнаменты на ткани. История и современность

Русские женщины всегда славились своими красивыми ремеслами. Они занимались ткачеством, вязанием кружев, строчкой, вышивкой. И каждое изделие несло свою смысловую нагрузку. Например, орнаменты, которые вышивались на одежде, выполняли еще и роль оберега, то есть охраняли человека от нечистой силы, злых духов. Другие орнаменты символизировали здоровье, удачу и благополучие. Даже элементы орнамента: ромбы, круги, кресты – все по отдельности имели свой магический смысл. Например, ромб символизировал людское тело, в котором заключена душа, крест в круге – сильнейший оберег от сглаза.

Считалось, что злые духи могут проникнуть в тело человека лишь там, где нет полотна, то есть через вырез горловины, рукавов, низа рубашки. Поэтому оберегающие орнаменты вышивались по краю всех отверстий - ворота, рукава и по подолу.

Вышивалась не только одежда, но и предметы домашнего обихода. Особая почетная роль в этом случае отводилась полотенцу, рушнику: при родах на вышитое полотенце принимался младенец; хлебом солью на полотенце встречают родители молодых во время свадьбы; вышитыми полотенцами украшали избу, иконостас, зеркала; на полотенцах опускали гроб в могилу. Многие обычаи дошли и до нашего времени.

Магический смысл имел и цвет вышивки. В нашем крае была распространена вышивка белыми нитками по белому полотну. Белый цвет – означал чистоту, непорочность. Поэтому этот вид строчки применялся в вышивках столового и постельного белья и нижних одежд. Вообще строчевышивальный промысел стал бурно развиваться в селах Василевского края (ныне г.о.г.Чкаловск) в 19 веке. До этого женщины в основном занимались плетением кружев. Тогда же в селе Катунки женщины освоили и новый вид вышивки – гипюр.

Историк М.А. Плотников в своей книге «Нижегородская губерния по исследованию земства, часть II, Крестьянские промыслы» дал такую характеристику строчевышивальному промыслу: «Все молодое женское население Катунок и окрестных селений, до детей включительно, занято этим производством. С 7 лет начинают работать девочки, рано теряя живость движений, приобретая сутулость фигуры и предрасположенность к чахотке. За утомительную 15–18 часовую работу строчеи получают по 12–15 копеек, которые благодаря расплате продуктами и материалами для строчеи (нитками) понижаются до 10 копеек в день».

Постепенно во французские сухие геометрические фигуры вплетались фантазии русских женщин. Ромашки, рябиновые ветки, колоски, снопики появились в узорах мастериц - так появился новый вид вышивки, впоследствии названный «горьковским гипюром».

Подзор.  Работа  катунской строчеи Плотновой Ольги Ивановны 50-е годы XX века.
Подзор. Работа катунской строчеи Плотновой Ольги Ивановны 50-е годы XX века.

К слову сказать, этот промысел процветает до сих пор. Со временем смысл языческих символов постепенно ушел в прошлое, но мотивы вышивок сохранились до сих пор. В городе Чкаловске на фабрике «Гипюр» есть выставочный зал, где представлены изумительные по красоте работы наших вышивальщиц.

Но самым особенным и символичным является занавес «Древо Жизни», созданное по мотивам славянской мифологии. Наши предки тысячелетиями поклонялись Древу Жизни.

Древо Жизни
Древо Жизни

Его изображения, дошедшие до наших дней, полны солнечных символов. Ромбы, круги, спирали – символизировали смену времен года, вечный круговорот жизни. Вот и на этом занавесе отражены все символы жизни. Земля – это усеянный цветами луг. Из земли растет мощный ствол Древа, крона которого состоит из фантастических цветов. И во все стороны тянутся солнечные лучи. Рядом по земле стелются молодые побеги, как символ новой жизни. Эта работа чкаловских мастериц - настоящее произведение искусства.

-7

Вот такова сила традиций…