Хочется отдохнуть в Сочи, но там - смерч, да и денег только в Архипо-Осиповку на три дня. Что делать? Один из вариантов – ехать в Бетту. Продолжаем исследовать ситуацию на море-2022. Начинали вот здесь и еще здесь.
Из Анапы мы выехали в хутор Бетту. Лично мне такие посёлки нравятся по многим пунктам. Во-первых, в них не так громко и людно, Бетта – один из дорожных тупиков на участке Геленджик-Джубга, дальше хода нет. Во-вторых, здесь один из лучших пляжей на побережье, правда, короткий. В-третьих, в Бетте живут наши знакомые, земляки из Чертково, у которых мы несколько сезонов подряд снимали жилье.
В этом году, правда, получилась нестыковка. «Муж уехал на заработки, - объяснила она, - вернется только через неделю, а гостевые домики у нас еще с зимы стоят обесточенные. Вы этот раз немного пораньше приехали. Мы все тут еще только готовимся. И где этот тумблер, который все включает, я не знаю». Короче говоря, нам пришлось снять другой домик.
Коты, которые созданы для красоты
Я, наверное, консерватор по убеждениям. Не в том смысле, что противник чего-то нового, а в том, что предпочитаю наработанные схемы. И для меня старый друг (читай: жилье тоже) лучше новых двух.
Новые апартаменты оказались, как в советском мультике про маленького Мука, – помните, где: «Мы – избранные твари, мы коты, коты!». Сам домишко был ничего, но вокруг – и об этом мы узнали не сразу – вовсю хозяйничали коты. Их было девять. Я рассказываю все это в статье про море потому, чтобы дать весь срез реальности, не только – море, солнце, пляж и цены на частный сектор.
Я не против котов, но когда их содержание в доме становится прямо-таки формой религии, это уже смешно. Хозяева, влюбленные в котофеев, не замечают всех связанных с этим проблем. Они, например, не думают, что кто-то может вляпаться в их помет, который разбросан на газоне, как детские игрушки. Что кот может залезть в открытое окно и съесть что-то. Что их мурзик вообще является наглым. Они не понимают сам принцип нахождения животных рядом с человеком: животные служат человеку, а не человек животным. Короче говоря, к чрезмерным проявлениям любви к домашним животным я отношусь с недоверием.
Что касается данной ситуации, то эти пушистые твари гадили везде. Чтобы пробраться к машине за некоторыми оставленными в ней вещами, мне приходилось осторожно красться по тропинке, как по минному полю. В радиусе 100 метров все пропахло котами. Хозяйка жилья в 80% случаях говорила о котах. В общем, если б я был торговцем, я б, наверное, поторговался в цене жилья.
Впрочем, цену удалось скостить. Как я уже сказал, мы заехали на море раньше обычного, и поэтому номера еще не были подготовлены. "Мы уберём сами, но цену сбавьте", - сказали мы. "Хорошо", - согласилась хозяйка. В итоге просторный номер с тремя большими кроватями и санузлом обошёлся нам в 5000 рэ за 4 дня.
Про кизил, клады и вагон хлорки
Бетта – это хутор, основанный когда-то казаками. Люди с Дона испытывают здесь ощущение дежа-вю. Представьте, вы приехали из сугубо донских казачьих мест, и попали в точно такие же донские, казачьи места. Здесь есть привычные нашему глазу беленые курени с голубой отделкой окон, рам, дверей. Дворы в Бетте сплошь в абрикосах. Есть казачье общество, причем штаб-квартира казаков стоит в самом козырном месте Бетты, у дороги спускающейся к пляжу.
Хозяйка домика, который мы сняли, ходила в платье с обшивками, носила золотые серёжки и через каждые несколько предложений вставляла крепкое словцо. Поведение её, судя по рассказам, тоже было в духе вольной казачки: "... И когда мой стал смотреть на сторону, я сказала ему:" А ну пошёл вон отсюда! " Так не пошёл - побежал!".
Помимо того, что Бетта - хутор, это еще и бывший преуспевающий... колхоз. Его профилем являлось не то, что мы привыкли воспринимать, типа, пшеница, кукуруза, подсолнух, скотина, а кизил и виноград. Виноград - сами понимаете, а кизиловая древесина - одна из самых прочных, поэтому шла на изготовление рукояток для инструментов, в том числе армейских саперных лопаток.
Хозяйка домика всю жизнь проработала в колхозе, больше сорока лет. С ней живет сын, 35 лет, отселяться от матери не думает, и, по всей видимости, относится к тем представителем молодежи, для которых семья-дом – лишние траты. Эти люди либо блогеры, либо кладоискатели, либо покупают зеркало и смотрятся в него всю жизнь. В данном случае сын - кладоискатель. В один из вечеров он разговорился:
- Кавказ – мекка копателей. Это – общежитие народов, и здесь кто только не оставил свои следы. Найти можно очень много всего. Самое древнее, что я находил, были греческие монеты, 3 век нашей эры. Моя специализация – оружие. У меня самая большая в наших краях коллекция наконечников стрел. Есть люди, которые покупают старину. Многие наши на копанине уже построили себе дома, ездят на дорогих машинах. А я – ленивый, я это знаю, но мне хватает, проблем с деньгами я не испытываю. Как-то так. Ну пойдем лучше, покажу тебе коллекцию подков…
Хозяйка дома в десять раз разговорчивей. Она могла говорить часами, не только о котах. Всякий раз, оказавшись перед ней на общей кухне, я чувствовал себя перед банкоматом, в котором нужно выбрать одну из операций: «Поговорить о житье-бытье», «Вспомнить молодость», «Как жилось в СССР», «Коты» и «Ничего не подошло, назовите вашу тему». Дошло до того, что я стал заходить на кухню, как в дом, где спрятался неприятель, и туда нужно бросить гранату. Впрочем, в ее рассказах иногда было и рациональное зерно.
- Раньше вода была чистая, - говорила она, набирая из крана воду для котов. - Ну ты сам понимаешь, - живем в горах, откуда здесь плохой воде взяться? А сейчас в магазине воду покупаем. Как думаешь, почему свою воду не пьем? Да какая там экология?! Ваши – москвичи - по щелям (небольшие ущелья – прим. автора) домов понастроили, отходы в реку спускают, вот и стекают к нам их какашечные реки. Их же там, как в Москве, пруд пруди, дом на доме стоит, а речушки наши маленькие. Воду, конечно, чистят: в начале сезона, перед наплывом отдыхающих, хлорки вагон саданут, и все дела. Но что это за вода?
Посуда, звенящая по-советски
Наше пребывание в Бетте прошло на фоне хозяйских воспоминаний об СССР, и что интересно, это настроение исключительности всего эсэсэровского чувствовалось там и без них.
Ровно в 7 часов утра, у магазинчика в центре хутора включали советские песни. Сначала шли военные песни, - видимо, для того, чтобы все проснулись. Потом - Валерий Ободзинский. А затем - советская эстрада. Ощущение тревожности по мере восхода солнца и приближения завтрака сменялось на лирическое настроение, а вскоре - на радость и беззаботность.
Кто-то из торговцев водрузил огромный бюст Сталина возле кафешки. В начале июня ажиотажа ещё не было, но в разгар сезона - я так и вижу - за столиками сидят поджаренные на пляже мужики и рассказывают за пивом анекдоты, типа: "На Украине инструкторы НАТО провели очередное очубение солдат ВСУ". - "Может, обучение?". - "Нет".
Торговцы вообще быстрее всех улавливают общественные тренды. По этой причине дух советского ностальжи здесь создают не только песни и бюсты, но и майки, значки, названия заведений, особенно столовые, в которых даже сгружаемая в мойки грязная посуда, звенит как-то по-советски.
Один из торговцев пожаловался на жизнь.
-Мы переехали из Красноярска 15 лет назад, живем в Бетте. Все это время имеем небольшой бизнес – торгуем детскими игрушками. Но сейчас, наверное, будем закрываться. Конкуренция большая. Аренда просто бешеная, в этом году плату подняли до 300 тыс. в месяц (!). Надеемся, что выручит количество отдыхающих. Но никто не знает, что будет через месяц. У нас, видите как, – то понос, то золотуха, то коронавирус. Стабильности нет. Живем как на вулкане.
Самое страшное слово для местных в 2022 году – обременение. Все только и говорят об этом. В прошлом году на домовладения, которые находятся в прибрежной зоне, наложили обременение. Это значит, что просто так изменить, построить, продать собственность владельцу нельзя. В перспективе, как боятся хозяева, могут и отобрать жилье и предоставить жилищную альтернативу, которая мало кого устроит. Для чего это делается? По идее, для того, чтобы облагородить побережье и убрать бардак, который часто сопутствует самостийному бизнесу. Вопрос: каким способом? Если по принципу «золотое шило на хозяйственное мыло», то это мыло пригодится пострадавшему, чтобы намылить веревку.
Сколько зарабатывает курортный Вася Пупкин?
В один из дней я решил влезть в шкуру обладателя жилья в Бетте, и посчитать, сколько за сезон зарабатывает владелец апартаментов. Для большинства из них - это единственный заработок. И здесь мой вопрос был не ради праздного любопытства, а простой человеческий, или если хотите, журналистский интерес: каков уровень благосостояния граждан в разных частях нашей большой страны?
У наших хозяев было три домика, это шесть комнат. Каждая из них сдавалась по 2000 рублей. В сезоне – 3 месяца. В это время все забито под завязку. Получается, что чистая выручка от сдачи жилья составляет 1млн 80 тыс. рублей за сезон. Сюда можно прибавить ещё один условный месяц (начало июня, конец сентября). Цена за жилье в это время 1500 рэ, некоторые комнаты пустуют, энтузиазм хозяина потухает, но все же это ещё дополнительные 200-250 тыс рэ.
Наши хозяева имели большой сад, и в разгар сезона, когда местные фрукты идут на ура, они приторговывали абрикосами-инжирами, а это ещё примерно тысяч на 30. В общей сложности сумма выходила приличная - около 1млн 300 тыс. рублей.
Теперь расходы. Допустим, что хозяин все делает официально, платит налоги от аренды жилья государству, декларирует все доходы, которые он получает от своих шести комнат. На самом деле, люди так и делают, только в разных вариациях. Берём налоги по крупному - от физлица. Вычтем 13%, получим 1 млн 131 тыс.
Далее. Жилье нужно поддерживать. Некоторые комнаты к концу сезона отдыхающие убивают в хлам, и они напоминают приюты для бездомных собак, в которых квартировали медведи. Жилье ретушируют. Также хозяева иногда стремятся улучшить помещения, и делают в них излишества, приближающие жилье к качеству люкс. Тут расходы разные, кто-то может поменять смеситель в ванной, а кто-то - начисто переделать интерьер. В среднем на поддержку жизни в комнате может уйти от 100 до 500 тыс. Короче, годовой доход приморского Васи Пупкина – если он в текущем году не сильно вкладывался в ремонт, - может составить 1 млн рублей. Хорошо это или нет, думайте сами. Учитывая, к примеру, наши каменские зарплаты, такой доход – это мечта поэта. И не забывайте, что приморскому Васе не нужно думать, куда ехать на море, и как там сэкономить. Он и так живет на море. Кстати, наши хозяева, по их словам, еще 70 тыс. в год тратили на котов
Шестеро в машине, не считая gps-навигатора
Ну и для баланса повествования, я посчитал, сколько затратила наша семья на свою морскую поездку? Скажу сразу, - это не образец расходов, ведь у всех свои случаи, возможности и потребности.
Проезд на машине до моря и обратно обошелся нашей семье в 10-12 тыс. рублей. Сюда входили цена бензина и проезд по платным участкам дороги. Часть 10-дневного путешествия мы жили у друзей в ст. Раевской – это скосило часть трат. 4 дня снимали жилье в Бетте, на это ушло 5 тыс. рублей. Пляжи все были бесплатные, на экскурсии мы не ездили, пищу готовили сами, торговцы курортным ширпотребом нас не разорили. Одним словом, основными нашими расходами стали продукты, детская канцелярия, мороженка и сувениры. Общая сумма приближалась к 25 тыс. рублям – той заветной планке, с которой начинается отдых в Турции. Но тут важно помнить: это - на одного человека. А нас было шестеро в машине.
Дома у нас состоялся «привет» от хозяйки жилья в Бетте. Мы привезли с собой, нет, не кота, а кое-что похуже: в сумку заполз жирный, черный, курортный таракан. Он вынырнул из вещей и, быстро уползая, как бы сказал: «Вот теперь точно будешь знать, что такое курортный люкс!». Куда он пополз – не знаю. Наверное, назад в Бетту.