Эту шкатулку, перевязанную бечёвкой и опломбированную сургучными печатями, можно было принять за первоапрельскую шутку. Но тогда, в далёком 1924 году, всё происходило на полном серьёзе. Реликвия зари радиолюбительского творчества – это самодельный детекторный радиоприёмник, принимающий одну единственную радиостанцию имени Коминтерна. Все детали опечатанного ящика – катушка индуктивности, переключатель её витков и кристаллический детектор, представляли собой таинство, способное принимать невидимое и превращать в звук, причём без элементов питания. Вынеси такую коробочку на передачу «Что, где, когда?» и молодёжь, с детства ничего не державшая в руках кроме смартфона, впадёт в ступор.
А ведь именно с таких опломбированных коробочек начиналось массовое движение радиолюбительства, относящееся к 1924 году. Оно же характеризуется выходом в свет журнала «Радиолюбитель» с описанием первого самодельного детекторного приёмника (1924 г. № 1), а в Москве возле Храма Вознесения, начала свою работу первая радиостанция имени Коминтерна на частоте 93,7 кГц (3200 м). Мощности передатчика 12 кВт хватало, чтобы перекрыть расстояние от Красноярска до Нью-Йорка. Память о первой радиостанции в Москве осталась в названии улицы Радио.
Тогда, чтобы пользоваться самодельным приёмником, необходимо было получить разрешение.
«Радиолюбителям разрешалось строить приёмники, имеющие настройку только лишь до 1500 м (200 кГц). При получении разрешения на право пользования приёмником необходимо было предъявить сам приёмник, при этом проверялся его диапазон, и если устанавливалось, что диапазон не имеет отклонений от указанного больше узаконенных допусков, то приёмник опечатывался и вместе с разрешением возвращался владельцу». Журнал «РАДИОФРОНТ» 1935 г. 09-10.
Самым массовым и популярным самодельным детекторным радиоприёмником того времени был приёмник инженера С. И. Шапошникова. Подробное описание этого приёмника можно найти в журнале
«Радиолюбитель» 1924 г. № 7.
По крайней мере, теперь мне известно, что в опломбированной шкатулке находится катушка индуктивности и переключатель её витков. А чтобы сама шкатулка превратилась в радиоприёмник, её ещё необходимо было снабдить высокоомным телефоном, кристаллическим детектором, антенной (40 метров провода) и заземлением.
Но радиостанцию можно было принимать на более простой радиоприёмник, и тогда в шкатулке помещался только кристаллический детектор. Для таких радиоприёмников в то время подходил корпус от портсигара.
Такой простой радиоприёмник (рис.2) был у меня в детстве и принимал радиостанции на палец. Он был без корпуса и состоял из высокоомного (2,2 кОм) телефонного капсюля с параллельно подключённым к нему германиевым диодом. Один зажим телефона подключался к батарее отопления (так осуществлялось заземление), а антенной служил палец, точнее поверхность тела, которая работала как антенна. Свой приёмник я демонстрировал ребятам с нашего двора. Достаточно было один провод подсоединить к металлической арматуре, торчащей из земли и коснуться пальцем до свободного разъёма антенны, как слышно было несколько радиовещательных станций. Такая демонстрация радиоприёмника больше напоминала фокус.
Сейчас центральное радиовещание на длинных и средних волнах прекратило свою работу, и вновь продемонстрировать такой фокус уже не удастся.