Найти тему

Плотин. О причинах красоты

В дополнение к видео.

Чтобы очертить главное в эстетических воззрениях Плотина, необходимо кратко упомянуть о его онтологической триаде - Единое, Ум и Душа - составляют три первых начала всего мироздания. Единое - выше которого ничего нет, породило Ум-то, что представляет собой бытие и мышление. Ум, в свою очередь, произвел Душу. Душа как универсальное порождающее начало- произвела все многообразие окружающего мира, всех живых существ, звезды, растения, всю ощущаемую красоту.

На уровне человека также действует это триединство - созерцательный ум, рассудок и живая душа. При этом, душа всегда ощущает сладость собственного бытия и может за вещами- забыть свой источник, т.е.Бога. Она находится в вечном движении и поэтому человек часто сосредоточен на внешних восприятиях и ощущениях. Плотин постоянно подчеркивает, что для достижения ясности необходимо обратить взор вовнутрь, на особого "внутреннего человека"

-2

"Но как осуществить этот поворот, каково средство? Как может увидеть кто-нибудь безыскусную красоту, которая пребывает во святая святых и не исходит во внешнее, где ее мог бы увидеть непосвященный?" [Первая Эннеада, с239]. Ответ здесь лишь в возможности отвлечься от физического зрения и погрузиться в себя- таким образом человек способен воспринять чувственную красоту наиболее полно.

Соответственно, если истинное восприятие возможно благодаря сосредоточенному "внутреннему взору", умопостижению, то и создание красоты есть лишь эманация высшего смысла, идеи Красоты. Все прекрасные создания возможны лишь благодаря истечению Единого. В Эннеаде "О сверхчувственной красоте" ноуменальный мир- отец красоты, творец прекрасных форм. Художник-сопричастен этому миру, ему "присуще искусство" [120стр]. Иначе глыба мрамора никогда не приобретет формы прекрасной статуи и не станет произведением. Но производящий принцип- всегда выше того, что он производит.

Небольшая заметка на полях- возможно, что большинство великих художников осознают или ощущают несоответствие между "производящим принципом", идеей и воплощением - поэтому часто бывают недовольны результатом воплощения. Например, П. И. Чайковский искренне сокрушался недостатками своего балета "Щелкунчик". Второй вариант-художник может довольно равнодушно относиться к результату и стремиться делать новое.

Красота Елены Троянской, Афродиты есть лишь форма, причем источник ее именно в духовной красоте, которую можно постичь через отзвук ее в самом себе. Поскольку боги кормятся истиной, то и красота у них абсолютна и безусловна, она не ведет к пресыщению,поскольку находится в единстве с мудростью. Мудрость же - сущность ума, в божественном мире ум и мудрость - "истинная субстанциональность, они не нуждаются в доказательствах, поэтому боги ничего не доказывают и словесно не обозначают- им нет в этом никакой надобности. Они лишь созерцают совокупность прекрасных образов.

На мой взгляд, Плотин видит в иероглифе (в частности, он говорит о египетском иероглифе) - подобие этого божественного единения, гармонии образа и знака. При этом, конечно, важнейшее значение для эстетики неоплатонизма имеет свет и светоносность сверхчувственного мира. Боги наслаждаются этим благостным светом и человек может лишь приблизиться к подобному состоянию, благодаря медитации. Плотин приводит пример восхождения на высокую гору и духовного опьянения красотой земли, которая окрашивается золотым светом небес.

Итак, в завершение этого краткого обзора - возможность красоты для Плотина обусловлена наличием Ума, который и порождает прекрасные формы. Первоединый-находится выше всякой красоты и описать его никак не возможно. Но единство универсума не исключает многообразие индивидуальностей, которое можно представить как "прозрачный шар", в котором мы можем воспринять все прекрасное одновременно.

Господа и дамы, мои обзоры никак не могут претендовать на научность, поскольку здесь для этого не место. Спасибо за прочтение, лайк, коммент, репост или просто-спасибо)

философия, #плотин #красота