Ссылка на начало книги ◄Мяч в небе►
На том чемпионате мира во многом проявился ваш тандем с Джаннини.
Между мной и Джаннини не было никакого дуализма, это были обычные журналистские сказки. Кроме того, между нами была разница в амплуа: Джаннини был классическим реджистой, я же играл гораздо больше вперëд. Скорее, мое присутствие на поле заставило Вичини изменить тактическую установку, возможно, слишком разбалансировав ее в соответствии со своими вкусами. Имейте в виду, что Вичини делал ставку на группу игроков, которая уже сформировалась, а я не мог быть частью этой группы из-за своего колена. Меня же постигла участь двенадцатого игрока, навязанная общественным мнением.
Вичини сказал, что хотел защитить вас, оградить от давления извне, особенно после перехода в "Юве".
Если он это сказал, то, вероятно, так и думал. Он всегда казался мне справедливым человеком, у меня нет причин думать иначе. Понятно, что на том этапе моей жизни на меня оказывалось сильное давление.
Я был уже не многообещающим игроком, а "мистером 25 миллиардов", самым высокооплачиваемым футболистом в Италии. Мне нужно было оправдывать свою стоимость, выложиться по полной.
Интегрировались ли вы в команду?
Да, отношения были хорошими, настолько хорошими, насколько они могли быть в то время. Меня очень хорошо приняли Таккони и Скиллачи, мои новые товарищи по команде. Вместе с Тото и нашими семьями, чтобы показать, насколько хорошо мы с ним ладили, я провел летние каникулы в Монте-Карло.
Ваш дебют состоялся с Чехословакией.
Да. Я не вышел против Австрии и США, а 19 июня начал в стартовом составе.
Вы забили гол, обойдя практически всех.
Если каждая цель вызывает то, что я называю "безумной радостью", то это и есть цель освобождения. Действительно, цель левитации. Увидев, как мяч влетел в ворота, я в изнеможении опустился на землю. Это был конец тяжёлого года. Это далеко не оргазм, а невероятный выброс адреналина. Вы вибрируете тысячу раз, вы проецируете все в неудержимой радости, вы летаете. Тогда вы свободны, наконец-то обретаете покой.
Как у вас возникла идея так забить?
Я уже делал нечто подобное на "Сан-Паоло" в составе "Фиорентины". После подката Алемао я продолжал действовать как в трансе, говоря себе, что должен обойти другого игрока, а потом ещë одного. До гола.
Стремление тех, кто играет в футбол со страстью, особенно если они фантазируют, заключается не столько в том, чтобы забивать, сколько забить оригинальным способом. Вы инстинктивно ищете просветления, как художник. Затем вы снова видите себя по телевизору и пытаетесь узнать себя, понять. "Неужели я действительно это сделал?" - спрашиваете вы себя, немного удивляясь, немного недоверчиво. И вы удивляетесь.
Этот уникальный, неповторимый стиль - ваш. Тогда вы забываете обо всем остальном. Этот момент стоит всего. Для меня это и есть суть футбола. Непрерывное изобретение, выраженное через интуицию, индивидуальные и коллективные спортивные жесты. Затем происходит сублимация всего этого, чистое наслаждение: цель, прекрасная цель. И каждый из них - как новый сын. Твой, дорогой, но отличается от всех остальных. Он твой. Уникальный, особенный, вы всегда носите его с собой. Всë остальное - разговоры.
Италия - главный фаворит, но в полуфинале, с Баджо на скамейке запасных, они проигрывают по пенальти Аргентине Марадоны.
Добавить особо нечего, все знают, как всë прошло. Я играл против Уругвая, забил со штрафного удара, но судья отменил мяч. В полуфинале я узнал, что не буду играть, перед самым матчем. Вичини предпочел выпустить на поле Виалли.
Знаменитая фраза Виалли: "Когда становится трудно, опытные выходят на поле".
Каждый волен комментировать произошедшее по своему усмотрению. Я знаю только то, что мы заслуживали победы, а мы не выиграли.
Как вы восприняли вылет?
Это, конечно, не сделало меня счастливым, но другие вылеты заставили меня чувствовать себя ещë хуже. Я был ещë очень молод. Я был наивным, думал, что у меня впереди много времени. Вичини действовал, полагая, что помогает команде. Конечно, некоторый гнев в таких случаях - это нормально, почти физиологично. Потом проходит.
Вас выпустили при счете 1:1. Вы когда-нибудь задумывались, как бы всё прошло, если бы вы играли с самого начала, как, кстати, хотела большая часть Италии?
Я часто спрашивал себя об этом. Никто не может сказать наверняка, что если бы я играл с самого начала, то всë прошло бы лучше. Смысл фантазировать, контрдоказательств нет. В те минуты, когда я играл, когда счет уже был 1:1, я был близок к тому, чтобы забить гол за несколько минут до конца, со штрафного удара, но их вратарь совершил чудо. В серии я забил свой пенальти, но этого оказалось недостаточно. Мы всë равно проиграли, как это случилось на двух следующих чемпионатах мира. Проклятие, от которого я не могу избавиться.
Какие воспоминания у вас связаны с победой над Англией в борьбе за третье место?
Мы провели эту игру хорошо, слишком хорошо, чтобы бы это было правдой. Местами команда выглядела, как будто плыла. Я забил ещë один гол. Но никому не хотелось аплодировать. Это не было настоящей победой. На поле мы смотрели друг на друга и удивлялись, как можно было не выиграть Кубок мира, хотя мы выиграли пять из шести матчей и один свели вничью. Оказалось и такое возможно.
Сколько времени вам потребовалось, чтобы преодолеть разочарование от того чемпионата мира?
Летом я только и думал о том чемпионате мира, об ошибках Серены и Донадони с пенальти, о моей скамейке запасных в полуфинале. Однако в определенный момент я остановился. Я знал, что вскоре после этого начнется новый этап. Страсть - это прекрасно, это было и остаëтся прекрасным чувством, но я профессионал. Я должен был продолжать играть, чтобы морально выжить.
Короче говоря, жаркое лето 90-го закончилось с грустью и сожалением.
Да, всё так и закончилось.
#спорт #футбол #книги #знаменитости #история #италия
#интересные факты #роберто баджо #чемпионаты мира по футболу