Найти тему
Исторические мелочи

Бороды в русской армии – I

Наверно, логичнее было бы сделать общий материал, посвященный и бороде, и ее другу и соратнику усам, но вопрос об усах оказывается более сложным – достаточно много противоречивой информации, особенно по более раннему периоду, в частности XVIII в., поэтому в настоящий момент сделать посвященную им статью я не готов. С бородой ситуация более ясная, поэтому пока попытаемся рассмотреть практику ношения в русской армии бороды. При этом, отмечу, рассматриваем мы период существования в России регулярной армии, то есть с царствования Петра I. До петровских реформ борода была обязательным элементом внешнего облика любого уважающего себя жителя Русского государства мужского пола, по крайней мере, православного.

16 января 1705 г. был объявлен именной указ царя Петра "О бритие бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков". У меня нет данных о том, как выполнялся этот указ в стрелецких полках (а они вовсе не было расформированы все разом в конце 1690-начале 1700-х гг., пара стрелецких полков участвовала и а Полтавском сражении в 1709 г.), но, по-видимому, в новосформированных регулярных полках ношение бород исключалось. Такая ситуация сохранялась на протяжении более полутора веков. В течение всего XVIII и большей части XIX вв. из военнослужащих ношение бород могли себе позволить только казаки. Есть некоторые данные, что, например, в середине XIX в. разрешение на ношение бород казаками тоже ограничивалось периодом их пребывания у себя дома, то есть во время службы они должны были их сбривать. Но, по крайней мере, в период наполеоновских войн такого правила, по-видимому, не существовало. В нашем распоряжении имеются достаточно многочисленные рисунки зарубежных художников, изображающие казаков, в том числе и с бородами. Но вовсе не всех поголовно. И еще один момент – данных о том, являлось ли наличие у казака бороды непременным свидетельством его принадлежности к старообрядчеству, у меня нет.

И.-А. Клейн «Донские казаки», 1815 г.
И.-А. Клейн «Донские казаки», 1815 г.

Еще одна категория чинов вооруженных формирований (приходится применять такое неуклюжее наименование в связи с тем, что термин «военнослужащий» здесь не совсем корректен), которые сохраняли право носить бороды, это ратники дружин земского ополчения, в XIX в созывавшегося трижды – в 1806, 1812 и 1855 г. В их случае это право было не просто результатом снисхождения монарха, нуждавшегося в их усердии и самопожертвовании, к их желанию сохранить привычный внешний вид. Для ополченцев ношение бород было залогом того, что их не «забрили в солдаты», чего они крайне страшились, и что их военная служба носит лишь временный характер, а по миновании в ней надобности они вернутся в «первобытное состояние, в домы свои» (слова из Манифеста Александра I о созыве ополчения).

Вот как, если верить «Историческому описанию одежды и вооружения российских войск, составленному по высочайшему повелению», выглядели стрелки Земского войска (ополчения) 1806-07 гг.

-2

На мой взгляд, сочетание бороды и «регулярного» кивера (точнее, в тот период этот головной убор официально назывался еще «шапкой») делает внешний облик этих ополченцев крайне странным.

Следует отметить, что ратников этого ополчения сохранение им бород, которое они воспринимали как свидетельство искреннего намерения правительства распустить их по домам после минования надобности в ополчении, обмануло. После окончания войны бóльшую их часть зачислили в качестве рекрутов в регулярную армию.

Одеяние ополченцев 1812 г. уже в большей степени соответствовало их бородам. Обратите внимание, что на картинке ниже, изображающей обер-офицера и егеря Московского ополчения 1812 г, бороду имеет лишь егерь, то есть рядовой ратник, происходящий с наибольшей долей вероятности из крепостных крестьян, офицер же, из дворян, гладко выбрит. Время дворянских бород еще не пришло.

-3

Мода на ношение бород (вместе с усами) постепенно распространятся среди благородного сословия в 1830-1840-е гг. Это вызвало гнев императора Николая, который назвал «совершенно неприличным» такое подражание евреям или французским модам и потребовал от начальников гражданского ведомства «строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру». По данному поводу в 1837 г. был издан специальный Сенатский, по Высочайшему повелению, указ «О воспрещении гражданским чиновникам носить усы и бороду».

В армии и военизированных структурах за исполнением запрета на ношение бороды следили явно более строго, однако к концу николаевского царствования среди офицеров распространилась мода на пышнейшие бакенбарды, при которых подбородок оставался гладко выбритым, то есть формально требования начальства оказывались выполненными, однако сами баки висели столь низко, что производили впечатление бороды. Николай пытался бороться и с этим явлением, но при его наследнике на такую моду взирали уже гораздо более снисходительно. Александр II, как известно и сам носил достаточно объемные бакенбарды. Поэтому не вызывает удивления, что, например, в 1864 г., в подобном виде позирует командир наиболее престижного и элитного полка гвардейской пехоты – Лейб-гвардии Преображенского А.И. Барятинский – брат покорителя Кавказа.

-4

От этого было уже недалеко до разрешения военнослужащим носить бороды. И оно действительно вскоре последовало, хотя и с ограничениями. В 1874 г. Александр II разрешил ношение бороды «служащим во всех войсках, за исключением гвардии, гренадер и императорской свиты», а также во всех командах морского ведомства, кроме Гвардейского экипажа. Более того, после начала Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Александр II на время военной кампании разрешил носить бороды вообще всем находившимся на походе офицером. По возвращении из похода офицерам указанных выше гвардейских и гренадерских частей, правда, пришлось «привести себя в порядок» и избавиться от бород.

Произошел ли после этого резкий всплеск количества бородачей в тех частях, где это было разрешено? Вряд ли можно так сказать. Смотрим на фото группы нижних чинов пехоты - георгиевских кавалеров Александропольского отряда, действовавшего на Кавказском ТВД Русско-турецкой войны 1877-78 г. Фото сделано в конце войны или сразу после ее окончания.

-5

Маловероятно, что перед нами чины Кавказской гренадерской дивизии – погоны в гренадерских полках были желтыми, а на старых черно-белых фотографиях желтый цвет выглядит достаточно темным, здесь же погоны имеют вполне светлый оттенок. Словом – позирующие унтер-офицеры и солдаты имеют полное право носить бороды. И тем не менее из тринадцати человек лишь двое – второй слева и первый справа – их имеют.

А какова была ситуация в этот же период в гвардии, которой заводить бороды не разрешили?

-6

Как видим, требования начальства вполне выполняются. Из многочисленной группы офицеров и солдат 2-го эскадрона Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка, сфотографированных вблизи Стамбула в 1878 г., лишь офицер, сидящий в центре (командир эскадрона?) позволяет себе носить бороду. У крайнего справа конно-гренадера во втором ряду, изображение которого слегка смазано, тоже виднеется нечто похожее на бороду, но это явно просто пышные бакенбарды, о которых речь шла выше.

Проинспектируем отдельно гг. офицеров. Фото чинов штаба одного из корпусов Кавказской армии, 1878 г.

-7

И тут мы видим не менее десяти бородачей! По-видимому, получив давно желаемое разрешение, именно представители благородного сословия, в тот период составлявшие еще большинство офицерского корпуса, наиболее активно бросились следовать моде.

Не удержусь, чтобы не привести еще два иконографических подтверждения, что некоторые нижние чины в царствование Александра II также носили бороды. Есть вот такое прекрасное фото унтер-офицера и рядовых армейского пехотного полка примерно на период Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Рядовой справа, держащий ружье в положении «на руку», имеет бороду.

-8

И напоследок на сегодня - картина П.О. Ковалевского под названием «Отстал». Картина написана в 1884 г., то есть уже в период правления Александра III и после введения новой униформы, но кепи в руке солдата свидетельствует, что он изображен еще в царствование Александра II или, по крайней мере, в существовавшей тогда униформе.

-9

Окончание в следующей серии.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.