Особняки в Петербурге для меня прежде всего "носители" историй жизни их бывших владельцев. Ведь благодаря им мы сегодня можем любоваться этим великолепием.
Рассказать о доме, не упомянув его хозяина, невозможно. Сегодня будет история особняка, который в наши дня стал Военкоматом (точнее, стал им 1939 году)!
Этот роскошный дом в 1902 году любящий муж заказал для любимой жены!
Её не станет через несколько месяцев после того, как они въедут в него своей большой и счастливой семьей. И выходит, что такой великолепный дом не принес ей радости, вернее, она не успела им насладиться.
Речь об особняке Генриха (Хендрик) Генриховича фан Гильзе фан дер Пальса, который находится в Адмиралтейском районе (Коломна), в центре Петербурга, на Английском проспекте 8/10.
Добавлю, что архитектором дома был брат Лючии Иогансен Вильям Юльевич, той самой женщины, для которой строился этот дом.
Лючия Матильда Тереза
Она была дочерью профессора, директора Санкт-Петербургской Консерватории Юлия Йохансена, датчанина, который в 1856 году переехал в Петербург. Кроме Лючии у Юлия Ивановича было еще 2 дочери и 3 сына.
В 17 лет девушка выходит замуж за Генриха Генриховича фан Гильзе ван дер Пальса.
Генрих был из семьи торговцев Роттердама. Семья у них большая – семеро детей.
Когда Генриху исполнилось 12 лет умирает мать. Старшему сыну в семье на тот момент было 18, а младшему всего 3 года.
Отец решил отправить двух сыновей в интернат в Германию. В институте Генрих подружиться с Максом Отмаром Нойшеллером. Родители нового друга (мать и отчим) Генриха вели бизнес в Петербурге.
Отец Макса, познакомившись с Генрихом, был поражен его способностям, и в 1874 году приглашает его в Петербург.
Судя по всему, юноша не разочаровал отчима своего друга Макса, потому что через 10 лет Генрих получает полномочия и право подписи в семейной компании Нойшеллера.
В 1889 году, когда скончался Леопольд Нойшеллер, выясняется, что тот оставил завещание, согласно которому его активы разделены пополам между Максом и Генрихом.
Хочу вам рассказать и об этой семейной компании Нойшеллера
Все мы помним (те, кто застал времена СССР) обувь фабрики "Красный треугольник". Я всегда считала её советским изобретением, но оказывается нет! Эта фабрика как раз и была бизнесом Леопольда Нойшеллера.
По семейной легенде название "Треугольник" она получила потому, что произошло слияние трех предприятий: торгового дома Леопольда Нойшеллера, "Russian-American India Rubber Co" и фабрики "Скороход".
У компании было 43 филиала в 12 городах! Так что, вы можете себе представить какая это была доля Генриха.!
Вернусь к семье Лючии и Генриха
Этот брак оказался выгодным, и главное, счастливым.
В семье родились трое сыновей – Леопольд, Максимилиан, Николай и три дочери – Лючия (старшую дочь назвали в честь матери), Эмма, Генриетта.
Детей в семье, конечно же, обучали музыке! Но отец мечтал о том, чтобы сыновья продолжили его дело, и двое старших, Леопольд и Максимилиан, поступили в университет на юридический факультет.
Но Леопольд вскоре просит разрешения у родителей оставить учебу и посвятить себя музыке.
Разговор состоялся незадолго до смерти матери и думаю, что это она уговорила мужа не мешать сыну в выборе своего пути.
Леопольд уезжает в Швейцарию, впоследствии он станет композитором.
Второй сын Николай тоже сначала начал учиться в Берлинском университете – посещал курсы политической экономики, но параллельно слушал лекции музыковеда Кречмара и совершенствуется в игре на фортепиано.
И, как вы уже наверное догадались, выбор свой он сделал в пользу музыки.
Старшая дочь Лючия выйдет замуж за Леопольда Нойшеллера, сына того самого Макса Нойшеллера, с которым дружил ее отец. В 1915 году они переедут в Швейцарию.
С началом Первой Мировой Генрих создает в особняке госпиталь, в котором сестрами милосердия работали дворянские девушки, в том числе и его дочери.
В 1918 году семья почетного консула Нидерландов в Санкт-Петербурге Хендрика ван Гильзе ван дер Пальса эмигрирует из России в Финляндию, они будут жить в своем доме в имении Палониеми.
Хенрик сначала было остался в России, но после того, как национализировали его дома и производство, уехал – не смог смотреть на то, как рушится налаженное им дело.
Особняк Генриха до Революции 1917 года.
А это особняк в наши дни.
Через 10 лет Хендрик ван Гильзе ван дер Пальс скончался, а его любимая Лючия останется в России. Склеп семьи, где захоронена Лючия, находится на Новодевичьем кладбище Петербурга.
Склеп для сестры спроектировал архитектор Вильям Иогансен, тот самый, что проектировал и роскошный особняк, о котором я рассказываю.
Лючия умрет в возрасте 37 лет от туберкулеза.
Вильям Иогансен при проектировании склепа для семьи фан дер Пальс повторил в его отделке мотивы отделки дома и использовал те же материалы.
Внутри часовни установили барельеф с портретом Лючии из каррарского мрамора (точно такой же барельеф есть и в особняке).
А на барельефе сделана надпись: "Du brachtest uns nur liebe güte und frieden" - "Ты всегда приносила нам только добро и мир".
Дети Лючии и Генриха вырастут, почти все они свяжут жизнь с музыкой.
И еще несколько фотографий особняка.
На Английском проспекте всегда пустынно, туристы не доходят до этих места. А жаль! Рядом ведь еще и дворец Великого князя Алексея Александровича!