При прочтении некоторых стихотворений Николая Клюева не сразу можно разобраться во всех смыслах, о чем хотел сказать автор. хотя само стихотворение прекрасно по рифме и ритму. Одно из его произведений было загадкой для меня долгое время. Да и сейчас остается не до конца раскрытым – в этом его ценность. Каждый раз, читая его вновь, я погружаюсь в раздумья и нахожу новое. У поэта много ярких образов, но порой трудно отделить реальность от мифа, грань между ними стирается.
«Недоуменно не кори…»
«Недоумённо не кори...что о мужицком хлебном рае я нудным оводом бубню» – обращение Клюева как никогда актуально. Ведь современному читателю так сложно понять восхищение предметами крестьянского быта, жизнью крестьян. Поэт просит быть снисходительнее к его слабостям. Наверно, поэтому Николая Клюева нельзя назвать популярным поэтом. ОН сложен для понимания.
В его стихотворениях настоящая русская душа в единении с природой, сказаниями, былинами и мифами. Мне кажется, чтобы понимать его поэзию нужно достичь определенного уровня самосознания, ведь все символы нужно расшифровать. Читателю придется быть переводчиком с Клюевского на современный русский.
Клюева принято считать абсолютно народным поэтом. В красоте его описаний нет сомнений: «костромской сосновый звон», «яблонная плоть», «кленовый яхонт». Звучат они неожиданно для современного человека, но свежо и ярко. В его текстах нет и намёка на элитарность. Это простота, которая побеждает сложность и безнадёжность. Простота, соединенная с мудростью. Удивительное сочетание.
О берега России, — сказки
Без серой заячьей опаски,
Что василек забудет стог
За пылью будней и дорог!
Эти строки стихотворения мне кажутся очень близкими и родными, как будто я узнал их в детстве из какой-то сказки. Здесь уже слышится некий голос мудрого и печального сказочника. Рядом со сказочными образами в стихотворениях поэта чаще всего появляются пейзажи.
Попробуйте взглянуть на поэзию Клюева с точки зрения сказок и легенд, такой подход позволяет возбудить интерес к ней. Рядом со сказками идут образы икон, которые тоже напоминают нам о возможности чуда. Клюев был глубоко верующим человеком. Огромное влияние на него оказало старообрядчество.
Икона – это центр избы. Вокруг нее теплота русского жилища. Икона выступает не в качестве декоративного элемента, а в роли внутреннего состояния блага и покоя.
В стихотворении «Недоуменно не кори…» Клюев будто извиняется, что его интересы упираются в иконопись и странную, несовременную поэзию.
В позднем творчестве стиль Клюева немного меняется: на первый план выходят размышления о его судьбе. При этом для большинства современников уже очевидно, что творчество Клюева носит глубоко народный характер, и проникнуто духом русской истории. Это ещё одно доказательство того, что его поэзия жива и будет жить.
С годами я стал понимать, что у каждого человека есть какой-то свой ключик к поэзии. Найти его можно, только внимательно читая стихи.
А какие мысли приходят вам в голову, когда вы слышите про Николая Клюева? Нашли ли вы ключ к его поэзии?