Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.8): РАДОСТЬ ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Судя по всему, стихи 2–18 составляют первый раздел этого послания, центральной идеей которого является то, что всякое доброе даяние и дар исходят от Бога (ст. 17). Однако Божьи блага нередко кажутся парадоксальными; их часто принимают за бремя и тяготы, а не за благословения. Автор рассматривает проблемы или испытания, которым часто подвергаются христиане, и предлагает взглянуть на них под иным углом, давая понять, что для правильного понимания и принятия этого взгляда на страдания необходима мудрость от Бога. Эта мудрость обещается как ответ на молитвы верующего. В связи с этим звучит предостережение сомневающемуся просителю. Поскольку подобным испытаниям чаще подвергаются бедные верующие, Иаков говорит о том, как следует поступать и бедным, и богатым. Затем Иаков обещает награду за веру и долготерпение, проявленные во время испытаний. Он заверяет своих читателей, что искушения и испытания, которым они подвергаются — не от Бога, ибо Бог даёт только благие дары. Он называет высший дар — спасение (используя образ рождения в Божью семью). Содержание этого раздела призвано помочь нам увидеть наши благословения среди внешних бедствий.

Итак, первая тема, затронутая в этом послании, это тема испытаний и как должны к ним относиться христиане. Мысль не о том, что испытания или страдания приятны сами по себе, но поскольку они могут принести пользу, их следует принимать скорее с радостью, чем с горем и отчаянием. Их основным результатом должно стать совершенствование личности христианина через долготерпение.

«С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4).

Стих 2. Слово, переведённое как «принимайте», дословно означает «считайте» или «рассматривайте как». Это не значит, что к испытаниям нужно стремиться, потому что они приносят удовольствие. Только в том случае, если правильно понимать, как они могут послужить к благу, их можно принимать с радостью. «Великая радость», вероятно, означает «всякая радость». Иными словами, эта радость проявляется по-разному. Некоторые трактуют её как «чистую радость», «только радость» (срав. Деян. 4:29, «со всей смелостью»). Страдающий человек должен радоваться тому, что он может страдать. Он не должен погружаться в отчаяние из-за сложной ситуации. Жалобы, ворчание, недовольство несовместимы с понятием ученика Иисуса. Мы должны развивать в себе такое отношение к испытаниям, какое было у Иисуса, который «вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12:2).

Пятнадцать раз в этом письме Иаков использует фразу «братья мои». Как в греческом, так и на иврите словом «брат» изначально назывался человек, рождённый от той же матери. Впоследствии в еврейском языке это слово стали трактовать шире, чем просто определённую степень родства (Быт. 13:8, где Авраам называл своего племянника Лота братом). Его использовали в контексте общего племени или колена, объединявшего группу людей (Исх. 2:11; Лев. 19:17). Оно могло даже означать брата по завету (Ам. 1:9) или друга (как Давид и Ионафан, 2 Цар. 1:26). Иаков использует здесь это слово в широком смысле братских уз, соединяющих рождённых в Божью семью. Частое использование им этого термина говорит как о его смирении, так и нежной любви к ним, хотя иногда он бывает и строг.

Искушения, о которых идёт здесь речь, это внешние испытания. Подобно человеку из притчи о добром самарянине, который «попался» разбойникам, христиане на протяжении своей жизни встречаются (впадают) с различными внешними обстоятельствами, которые становятся проверкой их внутренней сущности. Как правило, такие вещи происходят, когда их не ожидают. Человек не может предвидеть, когда и с какого рода неприятностями он столкнётся. Невозможно подготовиться к любому развитию событий; однако можно подготовить своё отношение к испытаниям, независимо от их природы.

Хотя слово «искушение» обычно означает «соблазн» (к совершению греховного поступка), в данном случае это значение не соответствует контексту. Поэтому перевод «испытания» (Современный Перевод) является более уместным. Давид молил Бога проверить или испытать его сердце и мысли (Пс. 25:2). Понятие «испытания страданием» было хорошо известно в иудейской литературе (Сирах 6:7; 27:5, 7). В Откр. 2:2 говорится об «испытании или проверке» лжеучителей (через исследование их учения). В ст. 13 Иаков использует это слово в контексте соблазна ко греху, однако в настоящем отрывке оно означает именно «испытания» или «проверки».

Определение «различные» указывает на то, что автор имеет в виду не конкретные виды испытаний, а подчёркивает разнообразную природу их проявлений. Позднее Иаков скажет об угнетении со стороны богатых (2:6), о неправедном привлечении к суду и клевете (2:6, 7), об удержании платы (5:1–4) и даже об убийстве праведников (5:6). Не обойдёт он своим вниманием и болезни (5:13–16).

Стих 3. Еврейская концепция «знания» тяготеет к пониманию его как осмысленного действия, то есть признания или принятия. Человек должен согласиться, чтобы ему что-то сказали, впустить в себя сказанное. Сравните такие отрывки как 1 Цар. 2:12; Ис. 1:3; Иер. 2:8; 9:2–5; Пс. 9:11; 35:11; Дан. 11:32. Таким образом, знать означает не узнать или удостовериться в чём-то, а признать и принять последствия откровения, того, что было открыто. Поэтому данный глагол часто использовался чтобы привлечь особое внимание к чему-либо в качестве предостережения. См. Мф. 24:43; Лк. 10:11; Еф. 5:5; 2 Тим. 3:1; 2 Пет. 1:20; 3:5.

Причина, почему христианин должен признавать или считать испытания радостью, в том, что он должен знать или признавать из данного ему христианского учения, что приобретённый им опыт имеет ценность. Однако эта ценность возможна только, если переносить испытания веры стойко, проявляя терпение. По мнению большинства современных комментаторов, слово «испытание» скорее означает «проверка на подлинность» (то есть, то, что действительно остаётся в результате проверки), а не просто испытание само по себе. Вне всяких сомнений, именно в этом значении это слово используется в 1 Пет. 1:7 и вполне вероятно, что и здесь. Моффатт предлагает следующий перевод: «Чистота и безупречность вашей веры производит терпение». Однако Арндт и Гингрич и большинство более современных переводчиков (такие как Филлипс, Гудспид и NEB), склоняются к более традиционной трактовке. Значение «подлинность» придало бы этому стиху следующий смысл: «Считайте радостью, когда встречаетесь с искушением, ибо тогда вы можете узнать, что то, что есть подлинного в вашей вере, произведёт терпение». Если наша вера настоящая, мы не только выдержим это испытание, но и станем сильнее благодаря ему. Поэтому следует радоваться возможности испытать свою веру. При этом и другая трактовка слова «испытание» или «злоключение» не лишена смысла. Испытание веры производит терпение, потому что вера (предположительно подлинная вера) только укрепляется в ходе его, что в свою очередь увеличивает нашу верность и доверие к Богу. В любом случае, испытания порождают терпение или стойкость в истинных верующих.

Вариант «стойкость» (Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод) более предпочтителен, чем терпение. Он объединяет понятия «выносливость», «долготерпение» и «упорство». Сравните Рим. 2:7 и 2 Кор. 6:4. О важности терпения или стойкости говорится и в Евр. 10:36; 12:1; Лк. 21:19. В понимании большинства евреев это качество было вершиной добродетели. И это понятно, принимая во внимание многострадальную историю этого народа. Если для христиан из язычников гонения были чем-то новым, то евреи сталкивались с ними постоянно. Когда христианин имеет должную веру, превратности жизни не только не страшат его, но делают сильнее и помогают жить дальше. Только тяжёлый труд укрепляет мускулы. Чем больше тренируется бегун, чем больше он себя нагружает, тем выше его шансы на победу. Это и есть то «знание» или «признание», к которому призывает Иаков, говоря об испытаниях. Именно оно помогает переносить их и относиться к ним с радостью.

Стих 4. Терпение должно иметь совершенное действие. Слово, переведённое здесь как «действие», означает «проявление» или «практическое подтверждение» (срав. «дело веры» в 1 Фес. 1:3, то есть, вера, проявляющаяся на деле). Таким образом, Иаков говорит, что это терпение или стойкость должны проявляться на деле. Гудспид переводит этот стих как: «Стойкость должна иметь полное проявление». В переводе Арндта и Гингрича он звучит как: «И пусть терпение ваше полностью проявится на деле».

Иаков понимает, что некоторые могут упасть духом во время испытаний; но такие люди никогда не смогут стать совершенными, то есть, не устоят до конца, не достигнут предусмотренной для них Богом высоты. Такие люди отпадут как имеющие недостаток. Совершенство во всей полноте не означает нравственное совершенство или безгрешность. Основная мысль в том, что благодаря терпению человек исполняет свой христианский долг, достигая того положения или высоты, к которой его призывает Бог. Мы читаем в Современном Переводе: «Вы достигнете совершенства и полноты, и не будет в вас изъяна»; в Международном Библейском Обществе: «Чтобы вы могли быть зрелыми и цельными, без всяких недостатков».

Тот, чья вера оказалась истинной среди испытаний и бедствий, обнаруживает в себе возросшую стойкость. «Более того, мы ликуем даже, когда у нас горести, ибо знаем, что горести воспитывают долготерпение [терпение, стойкость], долготерпение приносит благоволение, а в нём надежда» (Рим. 5:3, 4; Современный Перевод).

Слово, переведённое как «полнота», означает безупречность и завершённость. Оно часто используется при описании жертвоприношения, которое соответствует всем предписанным требованиям. Оно также использовано в смысле полного восстановления хромого, которого исцелили Пётр и Иоанн (Деян. 3:16). Ерма использует его, говоря о неповреждённой вере (Наставления, V.ii.3). В нашем отрывке оно означает человека, который соответствует всем требованиям духовной зрелости.

Фраза «без всякого недостатка» является синонимом полноты.

Иаков не учит нравственному совершенству или безгрешности, а скорее стремлению к достижению желанной цели — полному возрастанию или зрелости натуры. Позднее (3:2) Иаков скажет: «Ибо все мы много согрешаем». В Новом Завете «освящение» не означает безгрешность, хотя это и есть та цель, к которой мы все должны стремиться. Божья полнота (Еф. 3:19) или мера зрелости Христа (Еф. 4:13) должны быть нашей целью. Концепция полного освящения Святым Духом как второго дела благодати не является библейской. Новый Завет учит о непрерывности совершенства святости (2 Кор. 7:1) путём ежедневного обновления (2 Кор. 4:16). Мф. 5:48 («Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный») нельзя рассматривать вне контекста, в котором говорится о полноте любви: как к праведным, так и к неправедным. Поэтому совершенство, о котором идёт в нём речь, это совершенство или полнота любви, которая характерна для Отца. Иаков ещё раз будет использовать слово «совершенный» (3:2), говоря о человеке, который умеет укротить или обуздать всё тело. Суть этого слова заключается в духовной зрелости верующего. См. Кол. 1:28; 4:12; 1 Кор. 14:20; Евр. 5:12–14; и Фил. 3:15.

#изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию #читаембиблиювместе #иаков #послание иакова