Знаменитый пейзаж действительно можно увидеть в экспозициях Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. И еще в нескольких музейных коллекциях и частных собраниях есть "Московский дворик". И все они - подлинники кисти Поленова. Как такое возможно?
Летом 1877 года 33-летний потомственный аристократ и пенсионер Академии художеств Василий Поленов вернулся из Европы в Россию. Пенсионером в те годы называли людей, получающих дотации продолжение образования за рубежом. В случае в выпускниками Академии художеств, пенсию получали медалисты для учебных командировок в столицы мировой живописи - Париж, Флоренцию, Неаполь, Вену. Вот после такой пенсионной командировки и вернулся Поленов в Москву.
В планах Поленова было создание картины на сюжет отечественной истории "Пострижение негодной царевны". Для этого художнику потребовались этюды старой Москвы. Он сделал несколько эскизов, и на этом работа над картиной завершилась, план остался неосуществленным.
Работа над московскими этюдами так увлекла художника, что он отменил планируемую поездку по Волге и решил обосноваться в городе. Первоначально он остановился в доме друга своего отца, но приняв решение задержаться в Москве, стал подыскивать съемную квартиру неподалеку от исторического центра. По одному из объявлений он и за шел в дом Баумгартен на Арбате, близ храма Спас на Песках.
Осматривая потенциальное жилье, Поленов выглянул в окно, мгновенно решил снять именно эту квартиру и уже к вечеру написал этюд с натуры. Это была модная и прогрессивная в то время техника работы на пленэре, когда художник старается запечатлеть то, что видит. Вот что получилось у Поленова в тот вечер:
Сам Поленов первоначально назвал эту картину "Арбатский уголок". Первоначально это безлюдный городской пейзаж. Персонажи картины будут придуманы художником позже, во время работы над основным вариантом картины.
Этюдный вариант Поленов повторит позже. В коллекцию Русского музея входит версия "Московского дворика", датируемая 1902 годом:
Ещё один "безлюдный" вариант пейзажа был подарен Поленовым Ивану Тургеневу. Но где именно находится картина, которая висела на видном месте в кабинете писателя, неизвестно. На выставке, посвященной 195-летию со дня рождения Тургенева был представлен самый первый этюд, который находится в Третьяковской галерее.
В общем, вариантов "Московского дворика" вертикальной композиции и без людей существовало минимум три. На горизонтальном варианте картины появился мальчик на перекрестке тропинок, ребятишки, играющие на траве, женщина с тяжелым ведром и запряженная лошадка. В таком виде картина была представлена в 1878 году на выставке художников-передвижников.
В разных источниках можно встретить ошибочную информацию о том, что это была наспех написанная картина или вообще первоначальный этюд. Это не так. Поленов работал над основной версией "Московского дворика" около года. Но несколько месяцев на рубеже 1877-1878 гг. он выполнял обязанности художника при штабе русской армии на Болгарском фронте русско-турецкой войны. Поэтому работу над картиной приходилось приостановить. Поленов действительно дописывал её в большой спешке, но всё равно не успел к выставке передвижников в Петербурге.
После закрытия выставки в столице её перевезли в Москву. И вот уже к этому моменту Поленов предоставил "Московский дворик" для экспонирования. Сам он отзывался о своей работе как о "незначительной" и не надеялся на успех. К удивлению автора, его "картинка" нашла одобрение у критиков, зрителей, других художников и тут же была приобретена Павлом Третьяковым. С этого момента Поленов стал полноправным членом общества художников-передвижников.
Интересно, что уже после того, как "Московский дворик" стал экспонироваться в Третьяковской галерее, Поленов попросил у Павла Третьякова разрешения внести кое-какие правки в уже готовую картину. Вероятнее всего, ему позволили что-то подправить, поскольку экспертиза, проведенная в середине 90-х гг ХХ века показала наличие красочных слоев, которые разнятся между собой на 1-2 года.
Известно, что Поленов писал еще несколько авторских копий картины и акварельные повторы сюжета. Они находятся в частных коллекциях. Но, в отличии от Саврасова, который сфокусировался в основном на копировании принесших ему успех "Грачей", Поленов не очень увлекался самокопированием. Авторские повторы "Московского дворика" единичны, их количество не превышает 5. (О многочисленных вариантах и авторских копиях картины Саврасова "Грачи прилетели" читайте в этой нашей публикации).
В итоге с "Московского дворика" началось формирование творческого кредо Поленова, которое в итоге он сформулировал следующим образом: "Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не сто́ит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уже жить станет слишком тяжело".
В последующие годы Поленов создал целую серию солнечных и светлых работ. Во время поездки на Восток он делал много этюдов на библейские сюжеты. В большинстве из них передается то же ощущение света и воздуха, которое так живо чувствуется в "Московском дворике".
Возможно, именно благодаря ощущению солнца, света и радости репродукцию "Московского дворика" можно часто увидеть как часть интерьера жилых квартир и дач. А в 7 классе по этой картине школьники пишут сочинение-описание.
Картина "Московский дворик" вошла в самую известную живописную трилогию Поленова. Вот наши публикации по этой теме:
#хрестоматия #поленов #передвижники #стараямосква #русскаяживопись