Найти в Дзене
Наташа Александрова

А все ли мы понимаем в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

Нам кажется, что да, абсолютно все. Тургенев ведь не Радищев или Грибоедов, в произведениях которых полно устаревших слов и выражений. А Тургенев с его акварельно прозрачным, чистым и животворящим языком - почти наш современник. Ах, эти черные глаза... Но есть свои загадки и у Тургенева. Вот, например, описание внешности, а если точнее, глаз Павла Петровича Кирсанова. Автор пишет о них - "светлые, черные, продолговатые". Но как же глаза могут быть одновременно и черные, и светлые? Или это какой-то особенный авторский прием? Обычные читатели, воспринимающие слово "светлый" как цветовой оттенок, противоположный "темному", не всегда толком понимают смысл сказанного. Надо сказать, что исследователи романа не оставляют это словосочетание без внимания. Одни считают, что так Тургенев намекает на двойственность и противоречивость Кирсанова, другие думают, что в данном случае символика цвета является указанием на глубину натуры героя и определенность его убеждений. Но разве Павел Петрович был

Нам кажется, что да, абсолютно все. Тургенев ведь не Радищев или Грибоедов, в произведениях которых полно устаревших слов и выражений. А Тургенев с его акварельно прозрачным, чистым и животворящим языком - почти наш современник.

Ах, эти черные глаза...

Иллюстрации к "Отцам и детям". Красавчик! Вылитый Юрий Соломин. В свободном доступе: яндекс-картинки.
Иллюстрации к "Отцам и детям". Красавчик! Вылитый Юрий Соломин. В свободном доступе: яндекс-картинки.

Но есть свои загадки и у Тургенева. Вот, например, описание внешности, а если точнее, глаз Павла Петровича Кирсанова. Автор пишет о них - "светлые, черные, продолговатые". Но как же глаза могут быть одновременно и черные, и светлые? Или это какой-то особенный авторский прием?

Обычные читатели, воспринимающие слово "светлый" как цветовой оттенок, противоположный "темному", не всегда толком понимают смысл сказанного.

Надо сказать, что исследователи романа не оставляют это словосочетание без внимания. Одни считают, что так Тургенев намекает на двойственность и противоречивость Кирсанова, другие думают, что в данном случае символика цвета является указанием на глубину натуры героя и определенность его убеждений.

Но разве Павел Петрович был таким уж загадочным и противоречивым человеком? Ничуть не бывало. Как личность он довольно прост и даже плосок. А что касается убеждений, он постоянно в них путается и не может отстоять в споре - они поверхностные, наносные, а не выстраданные. А впрочем, какие ещё они могут быть у человека, прочитавшего пять-шесть французских книжек?

Но вернёмся к глазам. Впервые это словосочетание Тургенев употребил в 1858 году применительно к героине рассказа "Ася": " Было что-то свое, особенное, в складе её кругловатого смуглого лица, с небольшим тонким носом, почти с детскими щёчками и черными, светлыми глазами". Ася, конечно же, в отличие от Павла Петровича, как раз натура глубокая и противоречивая, но имеет ли цвет глаз к этому отношение?

Иллюстрации к "Асе". В свободном доступе: яндекс-картинки
Иллюстрации к "Асе". В свободном доступе: яндекс-картинки

А вот в произведении "Несчастная" (1868) это выражение записано немного по-иному: "Иван Матвеич до самой смерти казался моложавым < ... > глаза приятные и выразительные ― светлые черные глаза, настоящий агат..." Отсутствие запятой однозначно говорит о том, что перед нами отнюдь не однородные члены предложения, поэтому слово "светлый" не связано с обозначением цвета, что подчеркивается дальнейшим сравнением глаз с агатом. Конечно, агат может быть разных цветов, но в русской литературной традиции агат всегда - черный. Что же значит у Тургенева в данном случае слово "светлый"? Понять это нам помогут словари.

В словаре Даля "светлый" - это

издающiй свuтъ изъ себя, освuщающiй, свuтящiй, яркiй, сiяющiй; блестящiй своимъ или отражательнымъ свuтомъ; || зеркальный; || ясный, прозрачный, сквозистый. Свuтлое стекло, вода, немутная, ясная, чистая. Свuтлая краска, яркая, или бuловатая, не темная, веселая. || Свuтлый умъ, глубокiй, ясный и отчотливый. У него на всu вещи свuтлый взглядъ.

У Даля первое значение слова "светлый" - издающий свет, яркий, блестящий, сияющий.

В современных словарях значения этого слова развели по смысловым группам. В пятой группе речь идет и о глазах: "светлый" в этом случае означает - чистый, ясный, не затуманенный. Особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза [Павла Петровича]. Тургенев, Отцы и дети.

Таким образом, слово "светлый" в характеристике глаз Павла Петровича указывает на ясные, яркие, блестящие глаза героя.

Обои дикого цвета...

:А разве бывают обои домашнего цвета?" - спросите вы. Не знаю насчёт домашнего, а обои дикого цвета точно есть.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пёстром персидском ковре...» (И. С. Тургенев, «Отцы и дети», VIII)

Дикий цвет - это серый цвет самых разных оттенков. Слово часто употреблялось в русской литературе XIX века. Оттенок мог быть грязновато-серым, скучным, неопрятным. А мог быть блестящим, ярким, серебристым или стальным. Нередко это был серовато-голубой или серо-желтый цвет. Все зависело от того, как красили материал. Если окрашивание было проведено не очень правильно, то мог возникнуть и неприятный красноватый оттенок.

А само слово возникло как переносное значение слова "дикий" - находящийся в естественном, первозданном состоянии. Так называли не обработанный еще материал. Необработанный лен, некоторые другие волокна до окрашивания или на первой стадии обработки были серого цвета - так возникло второе название этого цвета.

Иллюстрации к "Отцам и детям". В свободном доступе: яндекс-картинки
Иллюстрации к "Отцам и детям". В свободном доступе: яндекс-картинки

Так как обои Павла Петровича именуются красивыми, скорее всего, они были серебристо-серого оттенка.

Тургенев любил играть с цветами. В его произведениях мы можем встретить много интересных цветовых определений. Вот как он описывает платье Одинцовой: "...как строен ему показался её стан, облитый сероватым блеском чёрного шёлка".

А это описание Ирины Ратмировой в романе "Дым": Поразительны, истинно поразительны были ее глаза, исчерна-серые, с зеленоватыми отливами, с поволокой, длинные, как у египетских божеств, с лучистыми ресницами и смелым взмахом бровей". Здесь глаза героини характеризуют целых три цвета - черный, серый и зеленоватый.

Кто такой Езоп?

Сам Павел Петрович почувствовал, что сострил неудачно, и заговорил о хозяйстве и о новом управляющем, который накануне приходил к нему жаловаться, что работник Фома «либоширничает» и от рук отбился. «Такой уж он Езоп, — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком; поживет и с глупостью отойдет».

В этом небольшом эпизоде много интересных слов. Например, читатель наверняка знает, что Эзоп - это легендарный древнегреческий баснописец, но не совсем понимает, в каком значении употреблено слово в данном контексте, хотя и чувствует - что-то здесь не так. Что такое "либоширничает"? А протестовал? Как можно протестовать себя дурным человеком?

Эзоп. В свободном доступе: яндекс-картинки
Эзоп. В свободном доступе: яндекс-картинки

Управляющий в имении Кирсановых новый, из мещан. Он, видимо, хочет произвести на хозяев благоприятное впечатление человека образованного, поэтому смешно коверкает слова, значения которых не знает. Либоширничает - скорее всего, дебоширит. Впрочем, может быть, управляющий соединил слова "дебоширит" и "либеральничает"?

Чуткое ухо услышит здесь и слово "ширять" с устаревшим значением рыться, ковырять, мешать, ворошить, раскидывать, переворачивать.

"Езоп" в словарях Даля и Ушакова - насмешник, несуразный человек, со странностями, говорящий непонятно (·разг. ). «Что я за езоп такой, чтобы сердиться!» А.Тургенев.

Протестовал - проявил себя и аттестовал, а общее значение в словах управляющего - выступает против общепринятых норм нравственности и поведения. Фома совсем отбился от рук - перестал подчиняться, ведет себя своевольно, ни с кем не может ужиться.

Еще об "Отцах и детях" здесь

И здесь

Если мы вдумаемся в сказанное, то поймем, что, по сути дела, рассказывая о Фоме, Павел Петрович метит в Базарова, которого презирает, терпеть не может. По его мнению, это Базаров - насмешник, который хочет все перевернуть в русской жизни, не признает никаких норм, ведет себя независимо и свободно.

#русская литература #классика #образование #культура #русский язык

#