Клён ясенелистный – самое презираемое и нелюбимое дерево городских дворов. Американский клен, интродуцент из Северной Америки. В середине прошлого века этой нелюбви ещё не было, его высаживали специально. Вдоль нашей улицы, застроенной 60 лет назад, стоят регулярные вереницы американских кленов, много их и во дворах.
Вскоре горожане поняли, что дерево-то сорное, агрессивное. Растет быстро, занимает все ярусы, дает обильный самосев и густую корневую поросль. Живет бесконечно. Отрастает после любой обрезки. Возрождается из пней. Не вымерзает. За несколько лет превращает любую близлежащую пустошь – заброшенные огороды, обочины дорог – в непролазную чащу. То же творит с дворовыми палисадниками, цветниками, если их не косят. Американский клен проник на окраины лесов. В городских природных парках он вытесняет деревья-аборигены.
Опыляется ветром, в отличие от местного клена остролистного, опыляемого насекомыми. Пыльца американского клена является аллергеном. Впрочем, как и многих других деревьев, в том числе берёзы.
Всё это правда.
Есть и другие обвинения в его адрес. Говорят, что американский клен вреден для городского воздуха, т.к. превращает загрязнители воздуха в ещё более вредные вещества. И ещё говорят о его канцерогенности. Мы провели поиск публикаций по этим вопросам в российских и зарубежных рецензируемых научных журналах. Так вот, в системах Elibrary и Web of Science таковых публикаций не обнаружено. Мы нашли только данные, что при воздействии на американский клен диоксида серы и диоксида азота в воздухе в концентрациях, допустимых в Европе, несколько повышается аллергенность пыльцы, хотя одновременно снижается её способность к прорастанию (Sousa R. and etc. // Environmental Science & Technology, 2012. 46. 4. Pp. 2406-2412). Так что обвинения клена ясенелистного в отравлении воздуха и канцерогенности несостоятельны.
Конечно, мы никому не советуем сажать клен ясенелистный. Но имеющиеся деревья есть за что похвалить. Из всех окон нашей квартиры видны они. И это красивые большие деревья. Зимой мы наблюдаем фрактальные структуры стволов и ветвей. Весной – объемное кружево распускающихся цветочных почек. Летом их кроны защищают стены от солнца, и мы почти никогда не включаем кондиционер. Деревья неплохо переносят бури – устойчивее тополей. Наконец, вороны вьют в них гнезда, а это умные птицы и во вред себе действовать не будут.
Нам нравятся эти деревья. И для нас их выносливость, живучесть, возможность обрезки – это хорошо. Только самосев напрягает: вручную полем палисадник. Но дерево, оно ценно прежде всего тем, что выросло большое и вот оно здесь и сейчас взрослое, величественное, раскидистое, шелестящее – живёт.