В кино выигрышным вариантом для построения истории будет один главный герой (ГГ) и несколько вспомогательных персонажей, которые раскроют характер и намерения ГГ полнее на его пути. Ведь если затрагивается больше двух тем и развивается три линии, например, то сложно держать логику. Люди чувствуют неискренность, притянутость за уши и попытку выдать недоделанный сценарий за масштабную сагу.
Но всегда есть исключения. Например, три фильма ниже, которые сложно построены, но при этом в них так грамотно связаны линии, что внимание не рассеивается. В этих историях “сцены дотягивают в плане удержания зрителей в напряжении”, как однажды сказал Джордж Клуни.
Эта фраза вырвана мною из контекста, но подходит сюда. Коротко об этой фразе всё же стоит сказать.
В 2017 году Джордж Клуни выпустил комедийный триллер Suburbicon (Субурбикон). Изначально в фильме была роль тренера бейсбольной команды. На её исполнение утвердили Джоша Бролина. В фильме же сцен с ним нет. Джордж Клуни объяснил, что эпизоды с Бролином как раз-таки “не дотягивают” в плане удержания зрителей в напряжении, хотя и самые смешные.
Хотя в случае с “Субурбиконом” речь идёт о построении эмоциональной связи между зрителем и действием на экране, в сложных фильмах тоже можно эту самую магию растерять. Зритель может просто запутаться в героях и персонажах, за кого же он должен переживать.
И в тех трёх фильмах магия сохраняется, в них удалось сконцентрировать действие, удержать внимание, не выкидывая сюжетных линий, как сделал Клуни со своим “Субурбиконом”.
Многослойность помогает в них прочувствовать переживания героев и глубже уйти в сюжет. В “Словах”, “Месте под соснами” и “Самой жизни” получается поверить в реальность происходящего, что это та самая жизнь, рассказанная пусть и ненадёжно, но всё-таки есть в этом искра достоверности.
“Слова”/The Words
Режиссёры: Брайан Клагман, Ли Стернтал, 2012
О чём фильм
Писатель по имени Клэй Хэммонд опубликовал роман. На презентации он знакомится с журналисткой Даниэлой, и между ними завязывается разговор, который в два слова не уместить.
Зрителю предстоит узнать, в чём секрет главного героя романа Клэя The Words, что именно он скрывает и что хочет рассказать.
Если описывать фильм общими фразами, то он раскрывает возможности слова. Как словом можно строить и рушить, как один человек может с его помощью создать диссертацию по виду из окна (по утверждению журналистку Даниэлы), а кто-то из слов составляет роман, который помогает ему прославиться. И хотя сначала не важно, что слова чужие, зато потом это сильно аукается. И не сразу можно сообразить, какой длины должна быть просьба о прощении. Может, достаточно слова "Прости"?
В фильме есть несколько отсылок к писателю Эрнесту Хемингуэю:
- памятная доска имени Хемингуэя. На неё смотрят Рори и Дора во время своего медового месяца в Париже;
- Селия оставляет рукопись своего мужа в кожаном саквояже. В жизни Хемингуэя его первая жена Хэдли оставила в поезде портфель со всеми его произведениями;
- Кинокритик Роджер Эберт подметил, что "Старик", один из персонажей фильма отсылает к роману "Старик и море".
Среди интересных фактов бытуют и такие:
Имя Дора является популярным среди жён романистов.
Сюжет "Слов" похож на сюжет романа Мартина Сутера "Лила-лила" (Lila Lila) 2004 года. Но авторы фильма отрицают, что их работа является заимствованием. Они начали писать сценарий в 1999 году, за несколько лет до того, как была опубликована Lila Lila. Вместе они посетили в 2000 году Sundance Screenwriter's Lab со своим оригинальным сценарием.
“Место под соснами”/The Place Beyond the Pines
Режиссёр: Дерек Сианфранс, 2012
О чём фильм
Фильм рассказывает три истории. Первая – мотоциклиста-каскадёра Люка, который старается быть хорошим семьянином. И можно будет невзначай подумать, что снова смотришь “Драйв”. А заодно решить – на чём лучше смотрится Райан Гослинг, на мотоцикле или в автомобиле. Вторая – амбициозного полицейского Эйвери, он старается быть честным на фоне своего полицейского управления. Третья – подростков Джейсона и Эй Джея, сыновей мотоциклиста и полицейского. История мальчиков начинается через пятнадцать лет после событий между их родителями.
Фильм содержит в себе важный вопрос: “А вы бы хотели себе в напарники себя самого?” Обычно простые вопросы заставляют думать дольше всего. Я до сих пор точно не могу ответить на многие вопросы, поэтому, когда смотрю фильмы, в которых знаменитые актёры не боятся играть слабых людей, становится легче и получается смелее совершать определённые шаги.
Интересные факты
Дерек Сианфранс выбрал город Скенектади (Schenectady) местом действия в истории. Здесь выросла его жена Шеннон Пламб. Фильм снимался в основном там на натуре. А фраза, ушедшая в название, "Место под соснами", является индейским значением слова "Скенектади".
В "Месте под соснами" есть присущая боевикам троица элементов: автомобильные погони, применение огнестрельного оружия и коррумпированные полицейские. Дуэйн Стэнтон, отставной детектив Департамента полиции Вашингтона, принимал участие в дискуссии, посвящённой фильму, и поделился своим мнением: “Этот фильм лучше всего описать как развлекательный. Существует ли коррупция в полиции? Абсолютно. Было ли в кино это показано немного экстремально? Абсолютно.... ”.
“Сама жизнь”/Life Itself
Режиссёр Дэн Фогельман, 2018
О чём фильм
История состоит из пяти частей, и далее становится ясно – что это история поколений. Шаг за шагом строится жизнь. Начинается с молодых людей Уилла и Абби, потом – их дочь продолжает повествование. И так далее. Одно событие связывает несколько жизней.
В этом фильме можно поучиться расставлять личные границы на примере поведения одного из действующих лиц, причём эта ситуация разыгралась между начальником и подчинённым. Личные границы всё же принадлежат человеку, а статус – это уже второй вопрос.
Ещё здесь активно используется термин “ненадёжный рассказчик” – в копилочку непонятных, но интересных слов. Приём вписан логично, он делает весь фильм, как мне показалось, благодаря ему отчасти эта история обретает форму, логику.
Интересные факты
Уилл в исполнении Оскара Айзека упоминает о марафоне фильмов с Натали Портман. Айзек сыграл её экранного мужа в фильме Annihilation (2018).
В одной из сцен в кофейне Starbucks пьяный Уилл (Оскар Айзек) восхваляет тридцатый альбом Боба Дилана Time Out of Mind (выпущен в 1997 году). Отчасти это привет фильму “Внутри Льюина Дэвиса”, где Оскар Айзек сыграл главную роль, и в котором есть момент, как на сцену выходит ещё неизвестный Боб Дилан и начинает петь.
Также в фильме рассуждает об этом альбоме и героиня Оливии Уайлд Абби, приводя статистику по наградам Grammy.
В фильме воспроизводится культовая сцена с уколом адреналина в сердце из “Криминального чтива” (Pulp Fiction) – её разыгрывают герои Оскара Айзека и Оливии Уайлд.