Найти в Дзене
Росгвардия

91 год назад воины-чекисты провели блестящую операцию по захвату одиозного главаря басмачей в Туркестане

На фото: картина "Разгром басмаческой банды Гаил Пансата" В. Кручинин
На фото: картина "Разгром басмаческой банды Гаил Пансата" В. Кручинин

23 июня 1931 года в результате операции военнослужащих 10-го Ташкентского кавалерийского полка ОГПУ (продолжателем истории этой части внутренних войск сегодня является 2-й ордена Кутузова полк оперативного назначения Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации) на берегу реки Кафирниган в Таджикистане был обезоружен и захвачен живым главарь туркестанского басмачества Ибрагим-бек.

В борьбе с басмачеством это событие можно считать переломным: так нашёл свой конец вторгшийся в мае 1931 года в СССР из Афганистана во главе многочисленных отрядов один из самых авторитетных лидеров антисоветского сопротивления Туркестана – «главнокомандующий силами ислама» Ибрагим-бек.

Таким титулом наделил Ибрагим-бека Чакабаева ещё в 1921 г. эмир Бухары Сейид Алим-хан, но Ибрагим-бек и впрямь являлся успешным военным вождём, сплотившим вокруг себя значительные силы басмачей, в течение десятилетия терроризировавших республики Средней Азии. Басмачи грабили население, убивали сторонников советской власти и отличались особенной жестокостью к военнослужащим РККА и ОГПУ, если ранеными и обессиленными они попадали к бандитам в плен. Известен, например, случай казни басмачами командира взвода 84-го кавалерийского полка Телегина: его, изрезав ножами, они живым бросили в костёр. В ожесточённых боях с регулярными советскими войсками басмачи в 20-е годы ХХ века не преуспели, а потому вторжение Ибрагим-бека на СССР в 1931 году многими антироссийски настроенными лидерами Востока и Запада воспринималось как последняя и крайне соблазнительная возможность нанести России поражение в Туркестане.

Вскоре после перехода государственной границы СССР в боях с частями РККА Ибрагим-бек понёс тяжёлые потери и, в конце концов, был вынужден маневрировать, чтобы проложить путь к отступлению. Однако советское командование сумело предугадать манёвр курбаши (так назвали командиров басмаческих отрядов) и направить на его перехват, как свидетельствует исторический формуляр 10-го кавалерийского полка ОГПУ, «из Ташкента в г. Сталинабад» (г. Душанбе) командира 2-го дивизиона 10-го полка А.В. Васильева во главе отряда из «79 сабель».

По исследованиям сотрудников Центрального музея Росгвардии кандидатов исторических наук В.М. Магомедханова и И.А. Сандалова, это подразделение под командованием А.В. Васильева в ночь с 22 на 23 июня 1931 г. совершило 90-километровый марш к колодцу Исанбай, чтобы не допустить дальнейшего бегства главаря басмачей за границу через перевал Кара-Тау.

Лучше всего это сделать было во время переправы Ибрагим-бека через реку Кафирниган. Но где и когда она могла состояться только в самый последний момент должна была сообщить агентура ОГПУ.

Как писал впоследствии сам А.В. Васильев, «…Переход по горным тропам был очень трудным. Ночь здесь настолько тёмная, что не видно впереди идущей лошади. Я приказал бойцам заткнуть сзади за воротники белые носовые платки, чтобы видеть впереди идущих…»

На рассвете, едва успев покормить лошадей, командир дивизиона получил оперативную информацию, что переправа Ибрагим-бека уже вскоре состоится в районе кишлака Ходжа-Бульбулон. Он тотчас отправился в путь, взяв с собой 30 бойцов, а также предводителя местного добровольческого отряда Мукума Султанова.

По воспоминаниям А.В. Васильева, он «…скрытно расположил бойцов около места, где должен, по расчётам причалить Ибрагим-бек… Чтобы избежать кровопролития, туда, куда подплывал плот с бандитами, спустился Мукум Султанов, одетый в национальную одежду. Как только басмачи вышли на берег, их и встретил Мукумов. Ибрагим-бек сразу взялся за «маузер», который находился у него в деревянной колодке, обшитой кожей, но тут выскочили мы с бойцами и «воитель ислама» понял, что игра проиграна… Вместе с главарём были обезоружены ещё два басмача…»

Так была поставлена точка в красивой чекистской операции по захвату одного из самых значимых главарей басмачества. За умелое руководство захватом Ибрагим-бека командир кавалерийского дивизиона А.В. Васильев был награждён орденом Красного Знамени.