...Армяне впервые встретились с Римом на поле боя в 60-е годы до н.э - армянскому царю Тиграну II Великому пришлось столкнуться с легионерами Помпея и Лукулла. Однако римлянам все равно тогда не удалось покорить Армению - только забрать у Тиграна все завоевания западнее Армянского нагорья.
В дальнейшем римляне еще не раз пытались захватить Армению. Однако всякий раз спотыкались о жестокое сопротивление армянского народа и помощь армянам от соседней Парфии (Ирана).
Дело в том, что в I-м веке нашей эры на армянском престоле воцарились парфянская династии Аршакидов, что широко опиралась на помощь своих родичей в самой Парфии.
Не смогли покорить армянский народ даже такие могущественные римские императоры как Нерон, Траян и Марк Аврелий, предпринимавшие отчаянные попытки установить в Армении римское правление.
Возможно, вся судьба армянского народа и всего Ближнего Востока пошла б по-иному, если б в Иране в 224-м году нашей эры вместе парфян не пришла к власти глубоко враждебная им династия Сасанидов. Армения внезапно оказалась между двумя сверхдержавами той эпохи - Римской империей и Сасанидским Ираном.
Сасаниды, свергнув парфянских Аршакидов, начали рассматривать как своих заклятых врагов и их братьев - Аршакидов армянских. Началась целая серия ожесточенных армяно-персидских войн, подогреваемых и желанием Сасанидов навязать армянскому народу свою религию - зороастризм.
Отмечу, что армяне от втуляемого им зороастризма наотрез отказались. И в 301-м году н.э приняли совершенно новую религию - христианство. Первыми в мире, кстати.
В этих новых войнах с персами армяне пытались заручиться уже поддержкой Римской империи. Однако в 363-м году н.э стремительно слабеющий Рим по Нисибисскому миру пообещал Сасанидам не поддерживать армян.
По договору 387-го года между первым императором Восточной Римской империи Аркадием и шахиншахом Шапуром III Великая Армения была разделена на две части. Западная отошла под протекторат к Риму, восточная - персам. В каждой из частей разделенной Армении был поставлен свой царь. На востоке - Хосров IV, на западе - Аршак III.
...Раздел Великой Армении привел к мощному геополитическому сдвигу на Ближнем Востоке. Хотя б потому что после исчезновения буферного армянского государства римлянам пришлось держать на восточных рубежах своей империи огромную армию. И тем самым сильно истощать свои ресурсы. То же вынуждены были сделать и персы.
В конечном итоге раздел Великой Армении привел к ослаблению Рима. И гибели сасанидского Ирана.
Но даже будучи разделенными между двумя могущественными соседями, армяне сохранили самоуправление, свои язык и новоприобретенную христианскую веру.
Противостояние армянам персам привело и к тому, что армянские священники не смогли явиться на Халкидонский собор 451-го года. Что в конечном итоге привело к образованию особой позиции Армянской Апостольской Церкви, отличной от других ветвей христианство.
Для самих армян раздел заложил основу разделения на западных и восточных армян, существующую и поныне. А также стал, к примеру, катализатором создания собственного уникального армянского письма. Так как персы, пытаясь вывести армянский народ, из римского влияния, запретили армянам использование латинского и греческого алфавитов. Тут-то за дело и взялся знаменитый просветитель Месроп Маштоц.
Персам, кстати, пришлось столкнуться с мощным армянским народно-освободительным движением. Как например в знаменитой битве 26 мая 451-го года на Аварайском поле. Которую иранцы хоть и выиграли, но с такими потерями, что о дальнейшем наказании армян или обращении их в огнепоклонничество иранские шахи уже и думать не смели.
Разделенная между Восточной Римской империей и Ираном Армения не смогла в VI-м столетии эффективно противостоять новой угрозе - вторжению арабов. И оказалась на пару столетий под властью халифов - как самоуправляемый так называемый "Армянский эмират Аль-Арминия", состоявших из 3-х "Арминий", занимавших почти все Закавказье.
А ведь существуй в то время единая могучая Армения, вряд ли б арабам удалось так легко Ближний Восток покорить и исламским сделать.
...Но это уже, как говорится, совсем другая история.