Евросоюз опасается, что из-за последствий событий на Украине регион будет охвачен «массовым голодом», который приведет к масштабным миграционным потокам в Европу из Северной Африки и стран Ближнего Востока. По мнению российских политиков, первой жертвой этого кризиса станут украинские беженцы, которым уже сейчас европейские государства урезают программы помощи.
Европу ждет новый миграционный кризис
Отчеты европейских институтов, на которые ссылается издание El País, прогнозируют, что в ближайшее время мир столкнется с «высокой нестабильностью и растущими рисками фрагментации международного сообщества». Причиной грядущих кризисов называется мировой голод, который станет одним из последствий вооруженного конфликта на Украине.
Как ожидается, кризис охватит большинство регионов мира — от Латинской Америки и Южной Азии до стран Африки и Ближнего Востока. Но с наиболее серьезными последствиями могут столкнуться такие близкие к Европе государства, как Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Ливия и другие.
Для Европы рост цен на электроэнергию и продукты питания, а также их возможный дефицит чреваты новым миграционным кризисом, который в первую очередь затронет южные страны объединения — Испанию и Италию.
Заместитель директора Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов в разговоре с «Газетой.Ru» называл прогнозируемый Брюсселем миграционный кризис «неизбежным», подчеркнув, что полностью нивелировать последствия нехватки продовольствия уже не удастся.
Действительно, Евросоюз столкнется с новым наплывом беженцев из Африки. Побегут они традиционно туда, куда они бегут всегда. Это развитые европейские страны, в первую очередь Германия. И это будет вызов для политических элит ЕС, для европейских экономик. В Европейском союзе грядет новый кризис.
Насколько масштабным будет кризис?
В отличие от европейского миграционного кризиса 2015 года, когда на территорию ЕС хлынули в первую очередь беженцы из стран Ближнего Востока, основным источником нынешних миграционных потоков будет именно Северная Африка.
Как объяснил Дмитрий Суслов, это связано в первую очередь с тем, что «страны Ближнего Востока оказываются в более благополучном состоянии с точки зрения продовольственной безопасности, нежели африканские страны».
Этот же фактор позволяет сделать предположение о будущих маршрутах миграционных потоков.
Как и в прошлый раз, основной удар на себя примут Италия, Греция, Испания. Дальше уже беженцы будут распределяться по другим странам ЕС. Даже через Турцию, я думаю, пойдет намного меньше мигрантов — просто в силу логистики.
Кроме того, нельзя ожидать, что в попытке предотвратить кризис ЕС закроет свои границы для граждан африканских стран.
Все-таки для ЕС в целом и таких стран, как Франция или Италия, отношения с Африкой — это очень важно. Если они закроют границы, они потеряют Африку навсегда.
Тем не менее предсказать на данном этапе, превзойдет ли предстоящий кризис по своим масштабам тот, что имел место в Европе семь лет назад, крайне сложно.
Все будет зависеть от масштабов того голода, который ожидает мир, и от его последствий. Если удастся как-то эффект от кризиса уменьшить, поток беженцев из стран Африки может быть меньше, чем в ходе миграционного кризиса 2015 года. Если нет, то, может быть, и больше.
При этом, по его словам, свою роль в этой истории сможет сыграть Россия:
Москва будет, конечно же, пытаться укрепить на этом фоне свои отношения с африканскими странами, снабжать их большими объемами продовольствия.
Что будет с украинскими беженцами?
При этом член Комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков считает, что первой жертвой грядущего миграционного кризиса станут украинские беженцы, бежавшие в Европу на протяжении последних трех месяцев.
Положение беженцев из Украины в Европе за последние три месяца сильно ухудшилось. А если будет миграция в больших количествах людей из африканского континента, на украинцах это отразится в первую очередь однозначно.
В экспертом сообществе согласны с такой оценкой. Как отметил Дмитрий Суслов из НИУ ВШЭ, негативные тенденции в отношении украинских беженцев в Европе по мере развития миграционного кризиса будут только нарастать.
Им уже сейчас последовательно ухудшают условия пребывания, уменьшают те блага, которые им предлагали изначально.
По его словам, это связано с «сужением целей российской военной кампании на Украине».
Сейчас не стоит вопрос о проведении наземных операций на территории Центральной и Западной Украины; не стоит вопрос о взятии Киева, Днепропетровска, не говоря уже о Львове; и в целом большая часть территории Украины остается относительно безопасной. В этих условиях европейцы начинают подталкивать украинцев к тому, чтобы они уезжали обратно. Особенно это касается тех, кто не желает работать, не хочет быть дешевой рабочей силой в Европейском союзе. Те, кто хотят работать, будут работать. Но тем, кто хочет жить на пособия, очень четко начинают указывать, что ситуация на Украине не настолько катастрофична, чтобы оставаться в ЕС.