Найти в Дзене

Актёрское мастерство или психотерапия?

Оглавление

Евгений Кананыхин об актёрском мастерстве, его пользе и о том, как оно может кардинально изменить жизнь человека.

В худшую или лучшую сторону?

Читайте в нашей статье.

Евгений Кананыхин - актёр МХАТ им. Горького, педагог Новой Театральной Школы
Евгений Кананыхин - актёр МХАТ им. Горького, педагог Новой Театральной Школы

У нас в гостях Евгений Кананыхин – актёр МХАТ им. Горького, выпускник высшего театрального училища им. Щепкина и один из ведущих педагогов Новой Театральной Школы. Евгений выпустил более сотни студентов, окончивших курсы актёрского мастерства.

Сегодня он расскажет, зачем нужно актёрское мастерство и чем оно поможет в жизни, основываясь на реальных примерах из своего богатого опыта.

Правильно ли я понимаю, что на курсы актёрского мастерства далеко не всегда приходят люди, которые хотят связать свою жизнь с театральным искусством или кино?

Да, я бы даже сказал, что чаще приходят те, кто хочет решить какие-то свои личные проблемы: зажатость, неуверенность в себе, неумение говорить на большую аудиторию. Некоторые и вовсе принимают решение изучить актёрское мастерство, просто потому что хотят попробовать что-то новое или бросить себе вызов, подобно прыжку с парашютом.

Евгений Кананыхин со своими студентами - выпускниками 17 группы Новой Театральной Школы
Евгений Кананыхин со своими студентами - выпускниками 17 группы Новой Театральной Школы

С какой проблемой в работе со студентами ты сталкиваешься чаще всего?

Все люди играют различные социальные роли, иногда подобные маски настолько прирастают к лицу, что расстаться с ними является довольно сложной задачей. С подобным явлением я часто сталкиваюсь в работе со своими студентами. К примеру, человек, занимающий высокую должность на работе, не может снять маску руководителя, становясь эдаким диктатором для своих домочадцев или друзей. Такая ситуация может причинять немало дискомфорта, как ближнему окружению, так и самому носителю подобной маски. Актёрское мастерство может стать отличным подспорьем в ликвидации этих самых масок.

Евгений Кананыхин в спектакле Эдуарда Боякова "Лавр" по роману Евгения Водолазкина в МХАТ им. Горького
Евгений Кананыхин в спектакле Эдуарда Боякова "Лавр" по роману Евгения Водолазкина в МХАТ им. Горького

Не кажется ли тебе, что это работа для психолога?

Так актёрское мастерство – это тоже своего рода психотерапия. Я готов привести немало примеров того, как решались проблемы, снимались различные психологические зажимы, даже среди студентов, посещавших краткосрочные курсы актёрского мастерства.

Вот один из них: ко мне в группу пришла милая, скромная, но очень зажатая девушка. Я принял решение дать ей роль раскрепощенной, яркой соблазнительницы. Сказать, что ей было тяжело – не сказать ничего. Она постоянно плакала, срывалась, жаловалась, что не справляется. Я не скажу, что у неё в итоге получилось сделать один в один, но я и не ставил задачи «максимум». Мне было достаточно того, что она хотя бы попыталась встать на эту новую для неё ступеньку. С этим она, кстати, справилась замечательно! Более того, этот небольшой шажок принёс в её жизнь немало изменений. Она стала ярче, женственнее, интереснее и ушла из изживших себя отношений.

Евгений Кананыхин и Алиса Гребенщикова в спектакле Эдуарда Боякова "Лавр" по роману Е. Водолазкина в МХАТ им. Горького
Евгений Кананыхин и Алиса Гребенщикова в спектакле Эдуарда Боякова "Лавр" по роману Е. Водолазкина в МХАТ им. Горького

Надеюсь, наших читателей этот факт не напугает)) Я видела её и до, и после, готова подтвердить, что изменения на лицо! Выглядит она, по крайней мере, действительно счастливее и увереннее в себе.

И это далеко не единичный случай! Изменения у всех разной силы, но они есть всегда и всегда к лучшему. Сейчас из моей группы отчисляется студентка, которая пришла с жуткими зажимами и боязнью сцены – ей было тяжело сказать даже первую строчку стихотворения. Моим студентам, посещающим курсы актёрского мастерства, в середине обучения неизбежно приходится сталкиваться с участием в показе «музыкальные пародии». Им даётся артист, чью мимику, манеру и пластику им нужно изучить и повторить на сцене. Отчислившейся студентке досталась эпатажная Леди Гага.

Полагаю, ей пришлось несладко?

Именно. У неё не получалось, я брал её за руки и ходил вместе с ней по сцене, чтобы отработать механику движений. Но! Именно после длительной работы над этой пародией у неё начались изменения в жизни, если быть точнее, в её бизнесе! Ушла она не из-за Леди Гаги, конечно же. У неё стало так много работы, что совмещать её с курсами стало невозможно. Несмотря на всё, она осталась крайне довольна, потому что актёрское мастерство решило её запрос, с которым, как оказалось, она изначально и записалась в нашу школу.

Выпускники Новой Театральной Школы, окончившие 5-месячные курсы актёрского мастерства, на экзаменационном показе
Выпускники Новой Театральной Школы, окончившие 5-месячные курсы актёрского мастерства, на экзаменационном показе

Внешнее является отражением нашего внутреннего. Можно ли сказать, что актёрское мастерство помогает это внутреннее как раз направить в нужное русло?

Да! Главное, правильно подобрать ключи. Сложнее всего сделать первый шаг – снять приращенную социальную маску. Жёсткому человеку можно дать работу над ролью нежного и эмпатичного человека, неуверенному в себе – яркой и эпатажной личности. А вот уже после ликвидации привычной жизненной роли, человеку открываются невиданные горизонты. Он сможет умело и к месту использовать те качества, которые нужны в конкретной ситуации.

Это и правда крутой навык! Давай подытожим. Скажи, пожалуйста, по пунктам, какие основные качества можно «прокачать», с помощью актёрского мастерства?

· Актёрское мастерство позволяет включить голову, воображение, обзавестись новыми нейронными связями;

· Благодаря тренингам на внимание, научиться концентрироваться (для многих это большая проблема);

· Снять мышечные и психологические зажимы;

· Обрести уверенность в себе, улучшить качество жизни;

· Стать более открытым;

· Речь становится лучше!

Конечно, идеальной за несколько месяцев она вряд ли станет, профессиональные актёры учатся этому, минимум, 4 года, но значительные улучшения ощущаются явно. Голос – это вообще отражение темперамента. По интонациям, громкости, манере можно сказать многое о человеке.

Евгений на мастер-классе в Новой Театральной Школе
Евгений на мастер-классе в Новой Театральной Школе

Ещё один быстрый пример, как раз по теме голоса. Была у меня юная студентка, говорила очень тихо, над её голосом работали мы долго. После выпускного показа мне позвонила её бабушка и сказала: «Евгений, спасибо Вам огромное! У Светы (имя изменено) появилась СВЕТА! Она очень изменилась! У неё появился характер – из покладистой, угождающей всем барышни, она превратилась в девушку со своим мнением, научилась говорить «нет», а ей этого очень не хватало!».

У меня много примеров и я готов говорить о пользе актёрского мастерства ооочень долго, но…

…но давай это оставим для следующих интервью!)) Было очень интересно! Спасибо тебе огромное!

И спасибо вам, наши читатели, что были с нами всё это время!
Уверены, это не последнее интервью Евгения, поэтому вы можете задать ему свои вопросы под этой статьей, чтобы мы ответили на них для вас в следующий раз.

_________________________________________________________________________________

Идёт набор в группы актёрского мастерства в Новую Театральную Школу, продолжительностью 1,5 и 5 месяцев. Подробнее с информацией о поступлении, вы можете ознакомиться в наших >>> социальных сетях.