Найти в Дзене

Иоанн Креститель - еврейский проповедник, превращенный в вестника Иисуса

Проповедь святого Иоанна Крестителя, Рембрандт, ок. 1634
Проповедь святого Иоанна Крестителя, Рембрандт, ок. 1634

В третьем и четвертом десятилетии первого века н . э. харизматичный еврейский учитель в долине реки Иордан надел плащ пророка и привлек внимание значительной аудитории. Имя проповедника было יוחנן, Йоханнан, что на русский транслитерируется как «Иоанн». Люди называли его «погружающим» или «крестителем», поскольку он просил людей погружаться в воды Иордана в знак покаяния и обращения к Богу.

Иоанн Креститель играет важную роль в христианской историографии, но важно помнить, что Иоанн не был христианином - в то время такого понятия не было — и его «крещение» не было тем же, что и более поздний христианский ритуал посвящения. Вместо этого это было разновидностью популярной в то время еврейской практики погружения в воду для достижения ритуального очищения.

Самый ранний из сохранившихся источников о нем сохранился в новозаветном Евангелии от Марка (начало 70-х гг. н.э. ):

Марка 1:4 Иоанн крестил в пустыне и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. 1:5 Вышла к нему вся страна Иудейская и весь народ Иерусалима. Исповедуя свои грехи, они крестились от него в реке Иордан. 1:6 Иоанн носил [одежду из] верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Внешний вид Иоанна напоминает описание пророков в книге Захарии:

זכריה יג: ד וְהָיָה בַּיּוֹם הַהוּא יֵבֹשׁוּ הַנְּבִיאִים אִישׁ מֵחֶזְיֹנוֹ בְּהִנָּבְאֹתוֹ וְלֹא יִלְבְּשׁוּ אַדֶּרֶת שֵׂעָר לְמַעַן כַּחֵשׁ. יג:ה וְאָמַר לֹא נָבִיא אָנֹכִי אִישׁ עֹבֵד אֲדָמָה אָנֹכִי כִּי אָדָם הִקְנַנִי מִנְּעוּרָי.

Зах 13:4 В тот день каждый пророк устыдится своего пророческого видения. Они не наденут мохнатую одежду пророка, чтобы обмануть. 13:5 Каждый скажет: «Я не пророк. я фермер; земля была моим пропитанием с юности моей».

Этот стих свидетельствует о том, что пророков можно было узнать по особому предмету одежды, сделанному из шерсти.

Плащ и особенно кожаный пояс ассоциируются с пророком Илией. Когда царь Самарии желает узнать личность человека, который послал ему пророческое послание, он спрашивает посланников, как он выглядел:

מלכים ב א: ח וַיֹּאמְרוּ אֵלָיו אִישׁ בַּעַל שֵׂעָר וְאֵזוֹר עוֹר אָזוּר בְּמָתְנָיו וַיֹּאמַר אֵלִיָּה הַתִּשְׁבִּי הוּא

4Цар 1:8 Они ответили: «Он волосатый человек, и у него на чреслах пояс кожаный». Царь сказал: «Это был Илия Фесвитянин».

В другом месте Илия описывается как одетый в плащ, называемый אַדֶּרֶת אֵלִיָּהוּ, «плащ Илии» (4 Цар 2:12–13), хотя неясно, был ли он «волосатым». Необычная одежда Иоанна отражала его пророческий статус и, возможно, напоминала Илию.

Иоанн Креститель в контексте иудаизма Второго Храма

Учения Иоанна были резюмированы эллинистическим еврейским историком Иосифом Флавием следующим образом:

Это добрый человек, который повелел евреям проявлять добродетель, праведность по отношению друг к другу и благочестие по отношению к Богу. Ибо только таким образом, по мнению Иоанна, совершённое им крещение было бы угодно Богу, а именно, если бы они использовали его для получения не прощения некоторых грехов, а скорее для очищения своих тел, поскольку считалось само собой разумеющимся, что их души уже очищены справедливостью. Теперь к нему толпами приходили многие люди, ибо они были весьма тронуты его словами.

Иоанн Креститель. Джеймс Тиссо
Иоанн Креститель. Джеймс Тиссо

Использование Иоанном погружения в воду («крещение») как символа очищения от грехов встречается в сектантской литературе, найденной в пещерах вокруг Кумрана. Например, в Серех Ха-Яхад, или Общинном уставе, нам говорится, что ритуальное погружение является частью духовного очищения человека:

כיא ברוח עצת אמת אל דרכי איש יכופרו כול עוונותו להביט באור החיים וברוח קדושה ליחד באמתו יטהר מכול עוונותו וברוח יושר וענו{ת}ה תכופר חטתו ובענות נפשו לכול חוקי אל יטהר בשרו להזות במי נדה ולהתקדש במי דוכי

Ибо духом истинного совета Божия очищаются пути человека, все беззакония его, чтобы он мог взирать на свет жизни. И именно святым духом общины, в ее истине, он очищается от всех своих беззаконий. И духом праведности и смирения его грех искуплен. И по соблюдению души его всем законам Божиим очищается плоть его окроплением очистительными водами и освящением водами покаяния.

Иоанн Креститель и сектанты Мертвого моря разделяют использование погружения в воду для очищения духа. Иоанн мог быть членом секты, который ушел сам по себе; с другой стороны, Иоанн, возможно, никогда не был частью общины ессеев, и эта идея духовного очищения через погружение в воду была более широко известна среди иудеев в конце периода Второго Храма.

Падение Иоанна: переход через Ирода Антипу

Растущая популярность Иоанна способствовала его падению. Он действовал на восточном берегу Иордана, называемом Переей, и, возможно, в Галилее. Эти территории не находились под непосредственным римским управлением, а управлялись Иродом Антипой, одним из сыновей Ирода Великого.

Ирод Антипа опасался, что движение Иоанна в конечном итоге перерастет в восстание, и приказал его арестовать и казнить. Нашим основным источником является Иосиф Флавий:

Ирод [Антипа], опасавшийся, что большое влияние Иоанна на массы может поставить их под его власть и позволить ему поднять восстание (поскольку они, казалось, были готовы сделать все, что он посоветует), счел за лучшее казнить его. Таким образом, он мог бы предотвратить любое зло, которое может причинить Иоанн, и не создавать себе трудностей, пощадив человека, который мог бы заставить его раскаяться в этом, когда будет слишком поздно. Соответственно, Иоанн был отправлен в качестве узника из-за подозрительного характера Ирода в Махерус, замок, о котором я уже упоминал, и был предан смерти.

Танец Саломеи. Джеймс Тиссо
Танец Саломеи. Джеймс Тиссо

Евангелия, однако, предлагают другую причину, по которой Ирод Антипа убил Иоанна.

Смерть Иоанна Крестителя согласно Марку и Матфею

Согласно Евангелиям от Марка и Матфея, Иоанн возражал против того, чтобы Ирод Антипа женился на Иродиаде, бывшей жене своего брата:

Мк 6:17 Ибо сам Ирод приказал схватить Иоанна, а также велел связать его и посадить в темницу. Он сделал это из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа, на которой он женился. 6:18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

Иосиф Флавий подтверждает информацию о том, что Антипа женился на Иродиаде, которую описывает так:

…Иродиада, вздумав попирать путь отцов наших, вышла замуж за Ирода [Антипу], брата своего мужа по тому же отцу, который был тетрархом Галилеи. Для этого она рассталась с живым мужем.

Иосиф Флавий относится к Иродиаде более критично, чем к Антипе, но ситуация и проблема та же: женитьба на бывшей жене своего брата нарушает запрет Библии (см. Лев 18:16, 20:21). Оппозиция Иосифа Флавия браку, вероятно, отражает то, что подумали бы большинство придерживающихся традиций евреев того времени, и кажется вероятным, что Иоанн отреагировал бы так же, и что эта история сохраняет некоторую историческую правду.

Недовольство Иродиады

Евангелие от Марка продолжается красочной историей о том, как Иоанн встретил свой конец. Ареста Иоанна недостаточно для Иродиады, которая выжидает, пока не появится возможность добиться казни от своего мужа, уважавшего пророка:

Мк 6:21 Наконец пришло подходящее время. В свой день рождения Ирод устроил пир для своих высокопоставленных лиц, военачальников и знатных людей Галилеи. 6:22 Когда дочь Иродиады вошла и танцевала, она понравилась Ироду и его гостям. Царь сказал девушке: «Проси у меня все, что хочешь, и я дам тебе». 6:23 И он клялся ей: чего ни попросишь, дам тебе, даже до половины царства моего.

В этом последнем стихе Ирод Антипа повторяет слова Артаксеркса, обращенные к Есфири (Есф. 5:6; 7:2), когда разговаривает со своей падчерицей. Это предложение является смертным приговором для Иоанна:

Мк 6:24 Она вышла и сказала матери своей: чего просить? «Голову Иоанна Крестителя», — ответила она. 6:25 Тотчас же поспешила девица к царю с просьбой: «Я хочу, чтобы ты дал мне сейчас же голову Иоанна Крестителя на блюде».

Ирод Антипа загнан в угол:

Мк 6:26 Царь сильно огорчился, но из-за своих клятв и гостей за обедом не хотел отказать ей. 6:27 Поэтому он немедленно послал палача с приказом принести голову Иоанна. Человек пошел, обезглавил Иоанна в темнице, 6:28 и принес голову на блюде. Он подарил его девушке, а она отдала матери.

-4

История заканчивается похоронами Иоанна:

Мк 6:29 Услышав это, пришли ученики Иоанна, взяли тело его и положили во гроб.

Эта история не появляется у Иосифа Флавия, и некоторые детали могут быть легендарными, но вполне вероятно, что Иоанн критиковал Ирода Антипу за нарушение законов брака, и это способствовало тому, что он оказался в опале у Ирода Антипы. Эта озабоченность по поводу законов брака наряду с озабоченностью Ирода Антипы тем, что Иоанн становится мятежным лидером, способствовала устранению этого беспокойного пророка.

Толкование смерти Пророка

Безвременная смерть пророка или религиозного лидера часто вызывает кризис у его последователей. Была ли его смерть признаком божественной немилости? Был ли он лжепророком? Он согрешил? Обстоятельства, последовавшие за казнью Иоанна, дали ответ на эти вопросы. Чтобы понять суть, нам нужно кратко взглянуть на последовательность событий, связанных со спорным браком Ирода Антипы.

Иосиф Флавий рассказывает (Древн. 18.109–115), что во время поездки в Рим Ирод Антипа влюбился в жену своего сводного брата Иродиаду. Они решили пожениться, но, поскольку Ирод Антипа уже был женат, Иродиада настояла на том, чтобы он сначала развелся со своей женой, что он и сделал. Эта жена, однако, была дочерью набатейского царя Ареты, и царь, у которого уже были территориальные споры со своим зятем, отнесся к разводу как к casus belli.

Набатейская армия нанесла полное поражение армии Ирода Антипы, чьи войска были фактически уничтожены. Проиграв первое крупное сражение, Ирод Антипа обратился за помощью к римлянам, и император Тиберий приказал своему легату Вителлию, римскому наместнику Сирии, вести войска против набатеев для поддержки Ирода Антипы.

Хотя Вителлий действительно начал подготовку к кампании, Тиберий умер до того, как римские войска были готовы к бою. Поскольку мандат Вителлия как легата императора автоматически заканчивался после смерти его покровителя, военные приготовления были отменены, в результате чего Ирод Антипа остался без поддержки в его конфликте с набатейцами.

Размышляя о впечатляющем поражении Ирода Антипы, Иосиф Флавий писал (Древн. 18:116):

Некоторые из иудеев думали, что уничтожение армии Ирода пришло от Бога как справедливое наказание за то, что Ирод сделал против Иоанна, прозванного Крестителем.

Иоанн Креститель. Джеймс Тиссо
Иоанн Креститель. Джеймс Тиссо

Как отмечает исследователь Нового Завета Вольфганг Шенк, унижение Ирода Антипы реабилитировало Иоанна: Бог вовсе не был недоволен Иоанном — напротив, Бог отомстил за его смерть! Военная катастрофа доказала , что Иоанн действительно был послан Богом.

О популярности Иоанна среди иудеев свидетельствует Марк (11:32): «все верили, что он [Иоанн Креститель] действительно был пророком».

Иоанн Креститель в христианстве

Первые последователи Иисуса стремились связать своего учителя с наследием широко уважаемого Иоанна Крестителя. Так, в Евангелии от Луки (11:1–4) ученики просят Иисуса: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн учил своих учеников!» В ответ Иисус учит их молитве Господней:

Луки 11:2 Отче! да святится имя Твое, да придет Царствие Твое.
Дай нам каждый день наш хлеб насущный.
Прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всем, кто согрешит против нас.
И не введи нас в искушение.

Хотя ни один независимый источник не сохранил молитву Иоанна Крестителя, в Евангелии прямо говорится, что Иисус молится так же, как и Иоанн. И это только один из возможных примеров того, как Иисус перенял традиции Иоанна. Есть вероятность, что многие высказывания, приписываемые Иисусу в Евангелиях, возможно, изначально были сказаны Иоанном Крестителем.

Почему Иоанн не присоединился к Движению Иисуса?

По всей вероятности, это был хорошо известный факт среди тех, кто жил в первом веке нашей эры. что Иоанн оставался независимым духовным лидером до своей насильственной смерти. Он никогда не подчинялся авторитету Иисуса или кого-либо еще. Это оставило христианское повествование об Иоанне открытым для вызова: если пророчества Иоанна действительно возвещали о пришествии Иисуса, почему сам Креститель не присоединился к движению Иисуса?

Автор Евангелия от Марка предлагает простое, но элегантное решение этой проблемы: Креститель был казнен до того, как Иисус начал свою общественную миссию. Таким образом, у Иоанна просто не было возможности присоединиться к движению Иисуса. Точно так же, хотя Матфей и Лука предполагают, что Иоанн был еще жив в начале служения Иисуса, они также казнили Иоанна до распятия Иисуса, что также подразумевает, что у Иоанна не было возможности присоединиться к движению, которое он иначе, конечно, присоединился бы.

Однако исторические данные свидетельствуют о том, что Иоанн Креститель жил примерно через пять лет после казни Иисуса.

Датировка казней Иоанна и Иисуса

Казнь Иоанна должна состояться после женитьбы Ирода Антипы на Иродиаде и предшествовать поражению Ирода Антипы в битве с царем Набатеи Аретой. Учитывая, что смерть Тиберия 16 марта 37 г. н.э. положила конец приготовлениям ко второй битве, мы можем предположить, что первоначальная битва произошла незадолго до этого, в 36 г. н.э. , и что Иоанн был казнен незадолго до этого, скажем, в 35 г. н.э.

Иисус был приговорен к смерти Понтием Пилатом, правителем Иудеи между ок. 26 г. н.э. и 36 г. н.э. Намеки в Евангелиях, а также в Посланиях Павла убедительно свидетельствуют о том, что миссия и страсти Иисуса имели место в середине этого периода, где-то в конце 20-х или начале 30-х годов.

Другими словами, публичная миссия Иисуса и его насильственная смерть произошли за несколько лет до смерти Крестителя. Таким образом, мы должны отбросить объяснения у Марка, Матфея и Луки относительно того, почему Иоанн не присоединился к движению Иисуса: Иоанн был жив и здоров в этот период, а его нападки на женитьбу Ирода Антипы еще даже не произошли.

Переосмысление Иоанна Крестителя как связанного с Иисусом

Исторический Иоанн Креститель почти не имел отношения к историческому Иисусу и его движению; действительно, современник Иосиф Флавий, который обсуждает как Иоанна Крестителя, так и Иисуса из Назарета, никогда никоим образом не связывает их.

Возможно, Иисус действительно встречался с Иоанном Крестителем в начале своего служения. Возможно, он был крещен Иоанном и вдохновлен им. Но Иоанн, похоже, не узнал Иисуса и не имел о нем никаких особых убеждений. У Иоанна было свое служение и учения, полностью независимые от учения Иисуса.

Идея о том, что Иоанн был предшественником Иисуса, впервые засвидетельствованная в Евангелии от Марка, возникла в движении Иисуса, вероятно, в конце 60-х или начале 70-х годов н.э. , через несколько десятилетий после смерти обоих. Ошибочная версия более ранней смерти Иоанна, помогала ранним последователям объяснить, почему он никогда активно не присоединялся к группе учеников Иисуса, что дало ранним верующим во Христа историографам возможность создать прочную связь между двумя галилейскими харизматическими лидерами. Это сделало их Спасителя более привлекательным для многих иудеев, почитавших Иоанна Крестителя, и, вероятно, проложило путь бывшим ученикам Иоанна, дав возможность присоединиться к движению Иисуса.

Посмертное включение Иоанна Крестителя и его учения в движение Иисуса принесло с собой его центральный ритуал: крещение, и крещение Иоанном Иисуса в водах Иордана широко считается прототипом крещения как центрального обряда христианства. Хотя это звучит парадоксально, полностью еврейский религиозный учитель в конце концов стал центральным святым христианства.