Найти в Дзене
Точка ART

Нахимовское училище в новом свете

В Русском музее готовится к открытию выставка «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого. 1910-1911»

Возведенное по проекту архитектора Александра Дмитриева здание Городского Училищного дома имени Петра Великого было оформлено стараниями ряда видных членов объединения «Мир искусства» – Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Дмитрия Кардовского, Сергея Чехонина, Василия Кузнецова. Как и экстерьер здания, парадные интерьеры Училищного дома были выдержаны в стилистике петровского барокко, что ощущается в характере сводов в парадном вестибюле, в изразцовых панелях и каминах. Изразцы, изготовленные на предприятии Петра Ваулина, имели не только традиционные для начала XVIII века изобразительные мотивы, но также включали поучающие изречения Петра I.

Б.М. Кустодиев «Голова Петра Великого», 1910. Эскиз для панно Петр Великий © ГРМ
Б.М. Кустодиев «Голова Петра Великого», 1910. Эскиз для панно Петр Великий © ГРМ

Особенно пышно оформлен актовый зал, смысловым центром которого был помещенный на его торцовой стене парадный портрет Петра Великого (1911), исполненный Борисом Кустодиевым. Работа над первым в творчестве художника монументальным произведением шла непросто. Летом 1910 года проявились первые симптомы его заболевания – начала мучительно болеть рука, но, несмотря на боль, художник продолжал работу над множеством произведений. Из-за болезни он лишь периодически работал в новой для него сфере монументальной живописи, но успел создать масштабное панно «Петр Великий». Окончательному варианту портрета предшествовало не менее двух эскизов-вариантов. Они представляют собой самоценные произведения, отличающиеся мастерством и выразительностью.

М.В. Добужинский «Петр Великий в Голландии», 1910. Эскиз-вариант картины 1911 года © ГРМ
М.В. Добужинский «Петр Великий в Голландии», 1910. Эскиз-вариант картины 1911 года © ГРМ

Активно участвовал в оформлении Училищного дома и Мстислав Добужинский. Как и Кустодиев, он впервые обратился к сфере монументальной живописи. Для Училищного дома художник выбрал тему «Петр I в Голландии», так как хорошо знал и эту страну, и историю пребывания Петра в Саардаме, где русский царь учился искусству кораблестроения. Сохранились три из нескольких эскизов будущей картины: два графических эскиза 1910 года хранятся в Русском музее и войдут в экспозицию. К сожалению, впечатляющая картина (примерно 400 х 550 см) работы мастера, некогда украшавшая актовый зал Училищного дома, ныне утрачена.

Б.М. Кустодиев и М.В. Добужинский «Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого», 1910-1911 © ГРМ
Б.М. Кустодиев и М.В. Добужинский «Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого», 1910-1911 © ГРМ

После Октябрьской революции в здании размещались детский дом, школы, электротехникум. В эти годы без следа исчезли полотна Кардовского и Добужинского. Сохранились лишь некоторые из эскизов к ним, вошедшие в состав нынешней выставки. Время пощадило картину Кустодиева – она была передана Русскому музею в 1928 году из 176-й трудовой школы. В 1944 году бывший Городской Училищный дом имени Петра Великого передали Нахимовскому военно-морскому училищу.

Об этой и других заметных выставках предстоящей недели расскажем завтра, в традиционном дайджесте.

#санктпетербург #нахимовскоеучилище #петрвеликий #кустодиев #борискустодиев