Добрый день!
Сегодня представляю Вашему вниманию собранную модель от российского производителя наборов МАСТЕР КОРАБЕЛ.
Прототипом модели МК0203 ТМ Master Korabel послужило первое экспериментальное подводное судно конструкции Ефима Никонова, хотя более чем уверен, что слово «эксперимент» вряд ли было широко употребимо в петровские времена.
Началу строительства предшествовало несколько челобитных прошений, поданных конструктором-самоучкой на имя российского императора Петра I. В первой челобитной Ефим обещал сделать «… к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы на десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек…» Хотя неизвестна реакция Петра Первого именно на этот документ, но оригинал его хранится до наших дней в Российском Государственном Архиве ВМФ (РГА ВМФ). В итоге настойчивость Никонова была вознаграждена. Петр I лично встретился с изобретателем и приказал смастерить сперва действующую модель подводного аппарата: «… не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания…»
31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегией было принято решение приступить к постройке такого образца. «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Ефим Никонов был произведен в Мастера потаенных судов и в феврале 1720 г. приступил к постройке первой модели на площадке Галерного двора в Санкт-Петербурге. Прототип подводного аппарата был готов в марте 1721 г.
Летом того же 1721 г. прошли испытания построенного судна на Галерном дворе на левом берегу Невы у впадения в неё реки Мойки. Судно успешно несколько раз погрузилось и самостоятельно всплыло, но в конце испытаний всплыть не смогло из-за образовавшейся течи. Хотя испытания прошли далеко не удовлетворительно, присутствовавший на осмотре первой в мире субмарины Пётр І повелел Е. Никонову начать строительство «потаенного судна большого корпуса».
Подробной информации о размерах потаённого судна, устройстве и оборудовании судна, а тем более чертежей, не сохранилось. Исследователи предполагают, что судно вероятно имело бочкообразные обводы корпуса, строилась из досок длиною 3 сажени (6,4 метра) и толщиною 2 дюйма, было скреплено железными обручами. Движителями служили весла. Система погружения состояла из «водяного ящика» - прообраза современных балластных цистерн, ручной помпы, жестяных труб и десяти оловянных пластин, в каждой из которых просверлили по 500 отверстий минимального диаметра. Через эти отверстия в «водяной мешок» поступала забортная вода, способствующая погружению.
Историческая реконструкция в г. Сестрорецк близ Санкт-Петербурга.
Надпись и гравюра, с изображением испытаний подводной лодки,на камне-обелиске.
Но перейдем к обзору собранной модели.
В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки в специально построенном сарае была заложена первое отечественное «подводное судно».
Предположительно, что первоначально вооружение первой субмарины по замыслу самоучки-изобретателя, должно было ограничиться плотницким инструментом для нанесения пробоин в днищах кораблей противника, но после личных бесед с Петром Первым Никонов довооружил подлодку «огненными медными трубами». Для этого «В Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии». В итоге судно стали именовать «огненным судном». Несколько «зажигательных труб», вероятно, располагались вдоль корпуса. Что это было на самом деле — прообраз фугасных мин для подрыва вражеских кораблей, стрельба зажигательным составом неким «греческим огнём», спрятанные в трубах ракеты или своеобразные пушки - так и осталось неясным.
В качестве движителя использовалась мускульная сила экипажа, работающего веслами.
Рулевое управление, расположенное на корме «потаенного судна», повторяло конструкцию, используемую на обычных кораблях.
Для доступа во внутренний объем судна использовался люк в верхней рубке «субмарины». При этом для улучшения, да и просто для обеспечения обзора вперед и назад, рубка оснащалась окнами-иллюминаторами. Рядом с рубкой расположен воздуховод для подачи свежего воздуха внутрь лодки, при движении на малых глубинах.
И в заключение несколько видовых фотографий для кругового обзора. Набор для самостоятельной постройки судна Морель выполнен в масштабе 1/36.
Еще общее фото.
Размеры собранной модели составляют: длина 220 мм, высота 130 мм, ширина 140 мм. Модель почти без доработок, собрана по инструкции. Канаты для управления рулем - самодельные.
Данную модель и фотографии любезно предоставил автор-сборщик Остапец Александр Владимирович. На конкурсе Кубок Университетов 2020 года модель набрала 92.4 балла, что соответствует серебряной медали, но заняла первое место в своей категории. Кстати, Кубок Университетов многие моделисты приравнивают по уровню к Чемпионату России по судомоделизму.
Весь ассортимент ТМ Master Korabel можно приобрести на маркетплейсах Ozon, Wildberries, ЯндексМаркет, AliExpress, в скором времени через SberMegaMarket. Поиск - запрос по названию торговой марки MASTER KORABEL, иногда лучше дополнить поиск словами "сборные модели".
Пишите в комментариях, интересна ли Вам эта тема? В планах - обзор всей линейки производимой продукции, распаковка наборов, готовые модели, приемы работы, инструменты...
Уважаемый читатель - не ленись - поставь, пожалуйста, лайк.