Как же нам, маленьким девочкам, было приятно, когда мамы-папы нас в детстве называли принцессами, царевнами. Да и сейчас, услышав «царская дочь», сразу представляешь себе сказочную жизнь, полную счастья и радости.
Но если речь идет о царских дочерях на Руси, то жизнь царевен была не такой уж сказочной и радостной. Конечно, девочки жили в изобилии, их любили, холили и лелеяли. У них были лучшие по тем временам игрушки, у них были мамки-няньки и большое количество слуг, исполняющие все их капризы.
Правда, общение царевен ограничивалось семейным кругом, придворными боярынями, слугами. В качестве подруг для игр были сенные девушки. Но за пределы царского терема девушки выходили очень редко, в основном это были посещение церквей и монастырей.
В принципе, если не знать, что такое игра в салки или катание с горки, и когда исполняют все твои желания, то жизнь вполне счастливая.
Так девочки-царевны жили до 13-14 лет, пока не вступали в возраст невест. И тут оказывалось, что только в русских сказках царевны выходили замуж за царевичей и жили долго и счастливо. В реальной жизни у царевен перспектив выйти замуж практически не было. Почему же так?
Во времена удельных княжеств на Руси дочери великих князей выходили замуж за других великих князей или их сыновей. Таким образом, обеспечивалось не только продолжение княжеских родов, но и формировались семейные союзы.
После того, как произошла централизация власти в Москве и исчезли другие княжеские престолы, ситуация в стране, связанная с заключением браков, изменилась.
Русские цари стали выбирать себе жен в своей стране. Династические браки с европейскими принцессами не приветствовались, так как супруга православного царя тоже должна быть православной, а не какой-то католичкой. При этом то, насколько знатной была невеста, большой роли не играло, потому что все подданные царя были его холопами. И беря в жены «холопку», царь возвышал ее до себя.
А как же царевна? А царевна, выйдя замуж даже за самого знатного боярина, тем самым теряла свой царственный статус, так как принимала статус мужа. Поэтому свои, русские женихи, царских дочерей были недостойны, так как равных им по положению не было. Была здесь и другая причина. Отец-царь мог опасаться, что боярин, став мужем царской дочери, возомнит себя равным ему и сможет заявить права на престол.
А европейские женихи не стремились брать в жены царевен из далекой и «дикой» Руси. И, конечно, причиной здесь были также различия в религии. Если бы царевна поехала жить в другую страну, к мужу, она должна была бы сменить религию, а это считалось святотатством. А «заморские принцы» не хотели оставаться в России и принимать православие, хотя многим предлагались в правление очень хорошие уделы.
Поэтому, до поры-до времени царевны продолжали жить в царском тереме. Но, раньше или позже, путь у царевен был один – в монастырь.
В лучшем случае, их ждала замкнутая жизнь в тереме.
Такая практика продолжалась практически два столетия. Последней перед наступлением этого несчастного для русских царевен периода была Елена, дочь великого князя московского Ивана III Васильевича и византийской принцессы Софии Палеолог. В 1495 году она вышла замуж за великого князя литовского Александра Ягеллончика. В 1501 году Елена даже стала королевой польской.
Пытался выдать дочь замуж за иностранного принца и царь Борис Годунов. Ксения Годунова была не только красива, но и получила хорошее образование. Царь очень любил дочь и хотел, чтобы она была счастлива. А заодно Годунов хотел породниться с европейскими государями и упрочить свое положение. Но все попытки заканчивались неудачно – женихи неожиданно умирали или камнем преткновения становился вопрос веры. В итоге жизнь Ксении сложилась очень драматично.
Пришедшие на смену Романовы ни своих дочерей, ни царских многочисленных сестер-царевен замуж не выдавали. Эту традицию безбрачия нарушил только Пётр I. Он выдал свою дочь Анну и всех племянниц за европейских аристократов, положив конец традиции безбрачия царевен.