Если бы девушки, попавшие на царские смотрины невест и мечтающие стать русской царицей знали, как живется царской жене, они бы вряд ли стремились победить в конкурсе. А если бы они знали, какие опасности подстерегали царских жен, то многие из них предпочли бы прикинуться дурнушками, лишь бы не понравиться царю.
Интриги бояр против семьи Ивана Грозного
Роль царской жены заключалась прежде всего в рождении наследника престала. Она также рассматривалась своей родней как трамплин для приближения к царю и значительного повышения своего положения. Кроме того, девушка, сама того не ведая, становилась и фигурой в политических играх бояр – к чьей группировке примкнет родня царицы, та и будет оказывать влияние на царя, окажется в верхних эшелонах власти.
Поэтому за каждой царской женой стоял большой «хвост» из заинтересованных лиц. И если какую-то группировку интриганов-бояр не устраивала кандидатура царской жены, то вопрос решался просто – устранением царицы, чтобы «помочь» царю выбрать другую, нужную им супругу.
Так, из 8 жен Ивана Грозного трое были отравлены. Царь не сомневался, что его первую и любимую жену, Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву, отравили по указке бояр. Царь не знал (да и до сих пор это точно не установлено), кто стоял за смертью любимой жены, но жестоко мстил, и многие бояре лишились жизни.
Таким же способом была устранена и вторая жена – черкешенка Мария Темрюковна, и третья, юная Марфа Собакина, которая умерла через две недели после свадьбы.
Каждый раз царь наказывал многих бояр – и виновных, и безвинных. Но это их не останавливало – интриги за политическое влияние и доступ к казне продолжали плестись.
Была отравлена и мать Ивана Васильевича – Елена Глинская. Правда, она не устраивала бояр тем, что взяла в свои руки слишком много власти, а особенно тем, что слишком много дала ее своему фавориту, Ивану Телепневу-Оболенскому.
Устранение царских невест и жен Михаила Романова
Устранение царских жен через отравление продолжилось и после Ивана Грозного.
Так, первая невеста Михаила Федоровича Романова, Мария Хлопова, которая очень понравилась молодому царю, заболела сразу после помолвки - несколько дней у нее была рвота. Поэтому объявили, что она больна и непригодна для вступления в брак. Девушку с семьей отправили в ссылку, там она «чудесным образом» тут же выздоровела и прожила долгую жизнь.
Если бы Мария Хлопова стала женой царя, это привело бы к возвышению ее семьи, что очень не устраивало группировку Салтыковых, в то время самых влиятельных родственников Романовых. Да и мать царя, Марфу, девушка не устраивала. Ей еще повезло, что вовремя «ноги унесла».
Вторая невеста Михаила Романова, Мария Долгорукова, все-таки стала женой царя, но умерла через 5 месяцев после того, как стала царицей. Михаил Романов тоже догадывался, что девушки были отравлены, поэтому свою третью невесту, Евдокию Стрешневу, привел во дворец только за три дня до свадьбы – ее держали подальше от бояр.
Царь-палач
Не только бояре были виновны в смертях царских жен. Две свои жены царь Иван Грозный сам приговорил к смерти. Это были пятая жена – Мария Долгорукая и седьмая – Василиса Мелентьева. Первая оказалась в проруби после первой же брачной ночи, так как была не девственной, а вторая имела неосторожность увлечься молодым оружничим.
Но не всегда цари расправлялись с провинившимися или надоевшими женами столь жестоко. Очень часто жизнь им сохраняли, но путь у них был один – в монастырь.
Насильственное пострижение
Дорогу в монастырь проложила Соломония Сабурова – первая жена Василия III. 20 лет они прожили в любви и согласии, но не было у них детей. А тут еще Великий князь увлекся молодой красавицей – Еленой Глинской. Как ни сопротивлялась Соломония, а пришлось ей отправиться в монастырь, освободив место молодой жене.
Таким же путем избавлялся от надоевших жен и его сын, Иван Грозный. Его четвертая жена, Анна Колтовская, отправилась в монастырь с той же формулировкой, что и Соломония – «за бездетность». Правда, случилось это уже через 4 месяца после свадьбы, что явно недостаточно, чтобы определить неспособность женщины забеременеть. Девушка царю просто наскучила, и за 4 месяца царской жизни она расплатилась 54 годами жизни в монастыре.
Закончила жизнь в монастыре и шестая жена Ивана Грозного – Анна Васильчикова. Она хоть и продержалась немного дольше, зато и умерла очень рано. Последняя жена царя, Мария Нагая, хоть и пережила супруга, но тоже закончила жизнь в монастыре – была отправлена туда сыном Ивана IV, Федором Иоановичем. А вот жена царя Федора, Ирина Годунова, сама ушла в монастырь после смерти супруга. Пришлось уйти в монастырь и супруге Василия Шуйского после того, как тот вынужденно отрекся от престола.
Последним из русских царей отправил свою супругу в монастырь Петр I. Невесту сыну, Прасковью Лопухину, сыну выбрала мать, Наталья Нарышкина. Петр супругу никогда не любил, зато любил мать и старался ее не огорчать, изображая хорошего мужа. Но когда мать умерла, он насильно заставил супругу принять постриг.
Вот такая «царская» жизнь ожидала цариц на Руси.