Найти в Дзене

Важные правила создания свайно-винтового фундамента - Часть 3.

Оглавление

В этой публикации мы продолжим разговор об этапах устройства винтового фундамента, цель которого - обратить внимание потенциальных застройщиков на все возможные «подводные камни» этого процесса. В двух предыдущих публикациях мы коротко рассказали о принципиальном устройстве винтовой сваи, о том как она работает (каким образом передаёт нагрузку), а также обсудили необходимость проведения георазведки или так называемого пробного завинчивания (см. Часть 1), после чего рассказали о том, как составляется проект свайно-винтового фундамента и как под него изготавливают сваи (см. Часть 2). Сегодня мы поговорим о контроле качества привезённых на Ваш участок свай, а затем о процессе их монтажа и контроле его качества.

Как проконтролировать качество свай

-2

После завершения процесса проектирования сваи изготавливают и привозят на участок застройки. Именно на этом этапе у Вас есть возможность проверить их качество. И Вы имеете полное право это сделать. Что и как проверять?

Первое - посмотрите, много ли ржавчины на внутренней поверхности трубы, измерьте толщину её стенки — она должна быть одинакова по всей окружности. Если ржавчина на внутренней поверхности трубы лежит толстым слоем, а неравномерность толщины её стенки превышает 0,5 мм, то, скорее всего, сваи изготовлены из бывшей в употреблении (БУ) трубы, и, значит, проживут они недолго.

Второе - у сварных изделий измерьте толщину лопастей и визуально оцените, насколько качественно они приварены к стволу сваи. Если лопасть тоньше 4 мм или сварной шов прерывист, лучше откажитесь от таких свай.

Третье - попробуйте поцарапать сваю металлическим предметом. Если вы сразу процарапали покрытие до металла, значит, оно слабое и уже в процессе завинчивания будет содрано практически полностью. Понятно, что и от таких свай тоже лучше отказаться.

Как монтируют сваи

Установка винтовых свай бывает ручной и механизированной — выбор способа зависит не только от размеров изделий, но также от ряда других параметров, в том числе экономических.

-3

Ручной способ обычно используется в тех случаях, когда он оказывается более рентабелен или затруднён въезд техники на участок. Перед завинчиванием свай с диаметром лопасти от 250 мм, как правило, выкапывается либо бурится приямок глубиной не более 0,4 м, что значительно облегчает работу. Для закручивания используют простые приспособления: длинную трубу-рычаг, которую вставляют в отверстие хвостовика, либо стальной стержень (иногда лом), который помещают в то же отверстие, а потом на него с двух сторон одевают достаточно длинные отрезки труб. При завинчивании рабочим приходится внимательно (например, с помощью строительного уровня) следить, чтобы свая входила в грунт строго вертикально.

-4

Для машинного «бурения» применяют специализированные установки с выдвижной стрелой, монтируемые на грузовиках или тракторах. Таким способом можно закручивать сваи длиной, ограниченной разве что вылетом стрелы установки. Пожалуй, единственная и самая большая возникающая при этом трудность — добраться до вершины длинной сваи, чтобы вставить штифт в отверстие её хвостовика для его соединения с вращающимся наконечником стрелы.

-5

При сооружении свайно-винтового фундамента в стеснённых условиях существующей застройки или когда на участке есть старый сад, который планируется сохранить, для закручивания свай можно использовать компактную технику, устанавливаемую на небольшом автомобиле. При передвижении такого оборудования по участку или во время закручивания с его помощью винтовых свай практически не повреждаются ни трава, ни цветы, ни расположенные рядом с местом проведения работ деревья.

-6

Скорость создания свайного поля механизированным способом, естественно, выше, чем ручным: например, машиной можно закрутить 20 свай длиной 2,5 м за 2 ч, тогда как бригада опытных монтажников вручную справится с этой задачей примерно за один рабочий день. Однако высокая стоимость аренды специализированной техники, а также доставки её на участок часто заставляет отказываться от её применения при устройстве фундаментов под небольшие дома в пользу ручного способа.

Как принимать свайное поле

-7

Вы вполне вправе принять участие в приёмке готового свайного поля. При этом можно и нужно руководствоваться следующими критериями:

- отклонения положения свай от плана не должны превышать ±0,2 мм от диаметра её ствола;

- отклонение оси сваи по вертикали — не более ±2 % от её длины;

- отклонения по горизонтали — ±10 мм в случаях, когда хвостовики свай будут обвязываться ростверком и ±50 мм в конструкциях без ростверка (сваи снабжены только оголовком).

Надо ли подрезать хвостовики сваи под один уровень

-8

В рекламе некоторых фирм, занимающихся устройством свайно-винтовых фундаментов, можно встретить фразу «Точное вертикальное завинчивание свай по уровню». При этом имеется в виду не то, что сваи будут закручены строго вертикально, а то, что их торчащие из земли хвостовики будут находиться строго на одном уровне и дополнительно с ними ничего делать не придётся. По замыслу нерадивых авторов такая реклама призвана продемонстрировать мастерство работающей на участке бригады. На самом деле она демонстрирует прямо обратное, и если Вы видите подобную формулировку на стадии выбора фирмы, которая будет создавать Вам фундамент, - заканчивайте все разговоры с её псевдоспециалистами и отправляйтесь в другую компанию.

Но обнаружить пытающихся Вам «впарить» свои услуги профанов на стадии выбора компании, это не беда. Не полбеды, и даже не четверть. Беда если Вы уже начали создание фундамента и на стадии приёмки свайного поля обнаружили, что хвостовики всех свай находятся ровнёхонько на одном уровне. Если такое случилось — бейте тревогу и останавливайте работы: с большой долей вероятности некоторые (а может и все до единой) сваи не дошли до твёрдого слоя и, значит, впоследствии могут провалиться. Почему мы так решили?

-9

Дело в том, что поверхность слоя твёрдого грунта, в котором, как мы уже неоднократно говорили, должны при завинчивании «увязнуть» лопасти сваи, не бывает идеально ровным. Следовательно, лопасти дошедших до него свай просто не могут находиться на одной глубине. А значит и верхушки хвостовиков правильно закрученных свай одной длины на всём свайном поле никак не могут находиться в одной горизонтальной (причем, почти идеально ровной) плоскости – они будут расположены на разной высоте и, значит, для устройства фундамента, их хочешь – не хочешь, а придётся подрезать до одинакового уровня.

-10

Впрочем, подобную работу придётся выполнять ещё и по другой причине — хвостовик сваи имеет сквозное отверстие диаметром 35-50 мм. Оно не только значительно ослабляет конструкцию, но и его края при завинчивании часто сминаются, а сам хвостовик при этом скручивается. Кроме того, через отверстие внутрь сваи даже сквозь залитый в неё бетон может проникать влага, которая спровоцирует коррозию. Поэтому, если рабочие отказались подрезать хвостовики по уровню ниже отверстия, также останавливайте работы и принимайте соответствующие меры.

Заполнение сваи бетоном

-11

После того как хвостовики винтовых сваи подрезаны, их стволы заполняют бетоном. Эта операция необходима для того, чтобы предотвратить попадание внутрь свай воды и воздуха, а, следовательно, предупредить возникновение коррозии металла внутри свай. Понятно, что это продлит срок службы каждой сваи в отдельности и фундамента в целом. Для заливки обычно используют пескобетон марки не ниже М300, разведённый водой до состояния жидкой кашицы — иначе он не дотечёт до наконечника сваи. Уплотнить бетон внутри ствола сваи можно с помощью длинного арматурного прутка.

Продолжение следует

___________________________________

Спасибо, что дочитали этот материал до конца! Рады, если он Вам понравился.

Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной (и не только) архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал.