Что есть линейный корабль, если не его главный калибр? Ведь линкор создается именно как «артиллерийская платформа», способная подавлять и сокрушать противника. Многие страны мира, активно участвовавшие в морских сражениях Первой и Второй мировой войны, собрали богатый опыт применения этих грозных кораблей. На счету этого класса немало рекордов, связанных именно с их вооружением. Однако что будет, если эти орудия так и не смогут себя проявить? Но обо всем по порядку...
При разработке новых линкоров Королевским ВМС Италии потребовалось поставить и новый калибр орудий, который бы не уступал в своих характеристиках основным участникам Вашингтонского морского соглашения от 1922 года. В этой связи можно отметить, что, как часто бывает, договорные ограничения подталкивают не к сокращению вооружений, а к их наращиванию. К примеру, ограничение главного калибра для новых линкоров в 406 мм сразу в некоторых странах «спровоцировало» начало работ по разработке именно таких орудий и соответствующих проектов кораблей. Сказалось также и то, что условия договора уже к концу тридцатых годов стали «тесными» для конструкторов и военных. Все это в совокупности с новыми проектами конкурентов подталкивало Италию также искать новые решения.
Как мы помним, что на начальном этапе проектирования линкоров типа "Витторио Венето" предлагалось много проектов, главный калибр которых разнился от 254 до 406 мм. Командование итальянских ВМС посчитало, что лучшим вариантом может стать исключительно самый крупный калибр, поскольку это позволит уверенно поражать новые типы кораблей, работы над которыми в тридцатые годы вели союзники и потенциальные противники.
Однако производственные мощности Италии не смогли бы справиться с подобной задачей – сказывалось отсутствие нужного оборудования и опыта в создании 406-мм орудий. В результате анализа имеющихся возможностей командование итальянских ВМС пришло к выводу, что разработка и производство вооружения такого калибра будет иметь высокие риски технического несовершенства, а также может существенно затянуть сроки готовности новых кораблей. Из-за нежелания растягивать производство линкоров выбор пал на меньший калибр – 381 мм. Дополнительным плюсом выбора орудий такого калибра стал уже имеющийся опыт отработанного производства подобных образцов артиллерийских систем – вспомним, что для недостроенных линкоров типа «Ф.Караччиоло» были изготовлены орудия именно такого калибра. Соответственно, руководство итальянского Королевского флота вполне обоснованно посчитало, что этот плюс позволит разработать новое орудие быстрее и не затруднит его производство.
В результате главный калибр новых линкоров типа «Витторио Венето» состоял из девяти 381-мм орудий с длиной ствола 50 калибров, размещенных в трех трехорудийных башнях.
О принятых решениях Морское министерство Италии официально проинформировало других участников Вашингтонского соглашения. Подобные планы Италии были холодно восприняты Великобританией, и та предприняла две попытки ограничить строительство этих ЛК, предлагая снизить водоизмещение и главный калибр: в первый раз до 305 мм, во второй – до 356 мм. Но из-за отсутствия поддержки со стороны США и Франции, которые занимались собственными проектами, эти ограничения установить не удалось, и линкор «Рома» и его систершипы все же получили свои пятнадцатидюймовые орудия. Такая позиция Великобритании выглядит довольно странно, во-первых, именно британская фирма «Армстронг» в 1914 году спроектировала 381-мм/40 орудия для итальянских супердредноутов, а во-вторых, англичане к тому времени уже сами построили два линкора с 406-мм орудиями ГК, но, видимо, желание контролировать «все и вся» у британцев было просто «неуёмным».
Для разработки и производства орудий был проведен конкурс, в котором приняли участия оба итальянских производителя тяжелого вооружения: «Ансальдо» и «O.T.O.». Компания «Ансальдо» уже имела опыт производства 381-мм/40 орудий для недостроенных сверхдредноутов типа «Франческо Караччиоло», кроме того, для нового проекта эта компания смогла предложить меньшую цену разработки и производства, чем конкурент. И, казалось бы, что командование итальянских ВМС примет именно это предложение, как более выгодное. Но руководство Regia Marina приняло потрясающее решение: посчитав рискованным зависеть от поставок орудий ГК от одного производителя, оно разделило заказ на разработку и производство одной артиллерийской системы между двумя различными производителями.
В результате первый в новой серии линейный кораблей для итальянского флота линкор «Витторио Венето» получил девять 381-мм/50 орудий (381-мм/50 О.Т.О.1934) от фирмы «О.Т.О.», а второй – линкор «Литторио» – девять орудий от фирмы «Ансальдо» «381-мм/50 Ансальдо 1934». Винегрет с орудиями для линкора «Рома» оказался еще более эпичным! Одна его башня была укомплектована пушками от «Ансальдо» (381-мм/50 Ансальдо.1939), а две другие – орудиями от фирмы «О.Т.О.» (381-мм/50 О.Т.О. 1939). Для «Рома» (как, впрочем, и для не построенного «Имперо») орудия были произведены позже, потому были незначительно модифицированы и получили иное обозначение: «381/50 Aнасальдо 1939» и «381/50 O.T.O. 1939» соответственно. Отметим, что, в отличие от первых кораблей серии, заказ на сборку орудий для которых поделили поровну между компаниями, вооружение «Рома» состояло уже в большей степени из орудий «О.Т.О.». Такой подход, конечно, удивляет, но, так как отличий между производителями почти не было (проект орудий принадлежал «Ансальдо») и были выдержаны сроки, то в итоге можно признать, что он себя оправдал.
Но если к качеству производства и поставкам орудий претензий не было, то к самому проекту было много вопросов. Начнем с того, что, желая компенсировать снижение калибра с 406 мм до 381 мм (что по расчетам неизбежно должно было привести к снижению бронепробития), итальянские конструкторы попробовали разработать орудие с максимально высокой начальной скоростью полета снаряда.
Конструктивно ствол 381-мм орудия состоял из четырех насаженных друг на друга труб из специальной стали. Внутренняя труба длиной 19,05 м представляла собой лейнер с правой нарезкой с шагом 30 калибров. Особенностью производства стало крепление лейнера, при котором использовался холодный способ (вместо нагрева) и фиксация специальными предохранительными клиньями. В связи с высокой начальной скоростью полета снаряда (850 м/с) сам лейнер подвергался значительному износу, что в итоге негативно влияло на баллистику. Расчетное количество выстрелов для одного ствола составляло 110-130 выстрелов, что значительно уступало аналогам других стран (для сравнения, у орудия «Ришелье» – 200 выстрелов, «Бисмарк» – 180-220).
Так, например, основным вооружением линкоров США стали 406-мм/45 орудия более простой конструкции: ствол состоял из лейнера и одной трубы. Это давало лишь 700 м/с начальной скорости, но увеличивало живучесть орудия почти до 400 выстрелов. Великобритания все еще использовала как 406-мм/45 орудия, так и 381-мм/42 орудия, которые ко времени Второй мировой были уже достаточно устаревшими и многократно модифицированными. Причем они были как классической для британских кораблей проволочной конструкции, так и составными, из лейнера и двух труб. В то же время при начальной скорости полета снаряда в 788 м/с для 406-мм и 732 м/с для 381-мм орудий ресурсы стволов обеспечивали 200 и 350 выстрелов.
Не думаем, что итальянские инженеры и военные не учитывали такие особенности создаваемых орудий, и, возможно, такие «жертвы» отвечали требованиям условий боевого применения линкоров. Например, с учетом того, что боевые действия проходили в акватории вблизи своих баз и портов, где можно было быстро заменить лейнер при необходимости. Тем же линкорам США, которым приходилось длительное время действовать на значительном удалении от своих баз и верфей, это было бы затруднительно.
Но вернемся к орудиям новых итальянских линкоров. Для затвора новых 381-мм орудий была использована система Велина, причем поршневой горизонтальный затвор открывался гидропневматическим механизмом налево для крайнего левого орудия и направо для оставшихся двух. На бумаге время открытия затвора должно было составлять 3,5 с, но на практике оказалось, что дольше - возможно, это сыграло свою роль в том, что из рассматриваемых нами линкоров у «Рома» и его систершипов была самая низкая скорострельность (даже расчетная). Выстрел производился при помощи электромеханического устройства; кроме того, присутствовал эжектор для продувки ствола перед открытием затвора. Не считая нескольких изменений, продувка и отстрел ствола были типичны, так как систему поршневого затвора Велина использовали большинство морских держав того времени (например, 406-мм орудия «Саут Дакоты» имели затвор такой же системы, правда, он открывался вниз).
Основными боеприпасами линкоров типа «Витторио Венето» стали два типа 381-мм снаряда – бронебойный и полубронебойный (видимо, еще одно подтверждение «британских» корней орудия). Оба обладали длиной примерно 170 см и массой 885 кг и 824 кг соответственно, имели баллистический и бронебойный колпачок, а также донный взрыватель. В бронебойном снаряде масса взрывчатого вещества составляла 10,16 кг (1,15% от массы снаряда), в то время как в полубронебойном взрывчатки было уже 29,51 кг (3,58% от общей массы). Позднее был разработан фугасный снаряд весом 774 кг (80 кг ВВ), обладавший головным взрывателем, но в боекомплект линкоров он так и не поступил. По своим характеристикам снаряды соответствовали аналогичным 381-мм снарядам британских орудий, но уступали в количестве взрывчатого вещества. В сравнении со снарядами 406-мм орудий итальянские значительно проигрывали по массе и взрывчатке, хоть и имели лучшие баллистические качества. Заряжание картузное, каждый картуз имел вес 44 кг, в состав полного заряда входило 6 картузов общим весом 264 кг.
Нормальный боезапас линкора состоял из 495 бронебойных и 171 полубронебойного снаряда, а также 4320 зарядных картузов, то есть по 74 снаряда на каждый ствол ГК. Приходится еще раз отметить, что по этому показателю «итальянцы» уступали всем своим «одноклассникам», а некоторым почти в два раза (ЛК «Северная Каролина» –130 снарядов на ствол, «Кинг Джордж V» – 80 снарядов (погреба вмещали по 100 на ствол), «Ришелье» – 104 выстрела).
Орудийные башни, в которых и разместили 381-мм стволы, были также проектом компании «Ансальдо», но сборка установок была поделена между ними и «О.Т.О.». Башня состояла из трех частей: верхней – бронированной и вращающейся, где размещались орудия; средней – барбет с тремя уровнями и нижней – основание. Первый уровень барбета (он же самый верхний) являлся продолжением вращающейся части башни с устройствами заряжания и стрельбы. Второй уровень – системы вертикального и горизонтального наведения. Самый нижний и последний уровень был отведен под перегрузочное отделение.
Внутри башни орудия размещались в независимых люльках, вокруг каждого по четыре цилиндра накатников, закрепленных симметрично относительно оси. Расстояние между осями орудий составляло 2,63 метра. Угол возвышения каждого от -5 градусов до +36. Вертикальное наведение осуществляло зубчатое колесо и рейка, приводимая в движение червячным механизмом на двух электрических моторах на общей для каждого орудия оси. Заряжание производилось при возвышении в 15 градусов при помощи прибойника с электрическим приводом. Скорострельность при наличии тренированного расчета и средних углах возвышения, не сильно отстающих от угла заряжания, составляла один выстрел в 45 секунд (1,3 выстрела в минуту). Подача снарядов и зарядов была отдельной для каждого орудия и производилась собственным элеватором. Вес всей башни составлял 1 591,4 тонны.
Вращение башни осуществлялось при помощи электродвигателей и имело две скорости: 6 и 2 град/сек. Расчетные сектора стрельбы были установлены для носовой башни – 290 градусов, возвышенной – 282 градуса, кормовой – 320, однако по опыту боевых действий эти данные скорректировали (уменьшили) для небольших углов возвышения.
Рассмотрев основные характеристики орудий главного калибра линкора «Рома» и его систершипов, возникает вполне законный вопрос, а удалось ли итальянским инженерам получить требуемый результат и достигнуть требуемой бронепробиваемости ?
И здесь, надо признать, задача была решена. Как и рассчитывало командование, высокая начальная скорость полета снаряда дала хорошее пробитие вертикальной брони. На дистанции в 23 700 м пробиваемость бронебойного снаряда оценивалась в районе 348 мм (полубронебойного – 196 мм) при попадании по нормали и 238 мм при попадании под углом в 50 градусов. На дистанции в 19 000 м бронебойный снаряд пробивал 416 мм брони при нормали. Однако обратной стороной стало худшее пробитие палубной брони, из-за настильной траектории на дистанции в 26 000 м бронебойным снарядом пробивалось всего 124 мм (114 мм – полубронебойным) броневой палубы, а на 19 000 м и того меньше – 67 мм (61 мм).
Если сравнивать это с аналогами других стран, то можно увидеть, что для своего времени решение итальянского командования оказалось верным и даже в чем-то превосходящим «коллег по цеху». Так, упомянутые ранее 406-мм/45 орудия США обеспечивали пробитие 180 мм палубы на дистанции 26 км, а на 24 км – менее 300 мм бортовой брони. Это было связано с меньшей скоростью полета снаряда и более дугообразной траекторией полета. Британские 381-мм орудия выдавали схожие результаты с итальянскими: толщина пробиваемой палубы на 26 000 м – 135 мм, а в борт на 24 км пробивалась броня толщиной 300 мм, что вновь уступало пробитию на подобных дистанциях у «Витторио Венето», «Литторио» и «Рома». Что же касается английских 406-мм, то их результаты были еще ниже. То есть по результатам сравнения ТТХ главный калибр итальянских линкоров был эффективным в поражении как кораблей своего класса, так и других, и не уступать аналогам потенциального противника.
Но, к сожалению, несмотря на несколько боевых столкновений, в которых приняли участие «Витторио Венето» и «Литторио», им не удалось подтвердить возможности своих снарядов и орудий по воздействию на броню противника, так как им не удалось добиться ни одного попадания в линкоры противника. Линкор «Рома» вообще не смог поучаствовать в реальных сражениях и провести стрельбу по противнику в боевых условиях. Соответственно, большинство характеристик орудий ГК итальянских линкоров так и остались лишь в виде данных проектных и тестовых стрельб. Подводя итоги, можно отметить, что созданные для линкоров типа «Витторио Венето» орудия были и остались самыми лучшими из всех, что стояли на вооружении в качестве орудий ГК на кораблях ВМС Италии.
Чаще всего к их недостаткам относят, кроме низкой живучести ствола, невысокую точность стрельбы, обусловленную разбросом снарядов в залпе как следствие износа ствола. Но в то же время часто в качестве одной из причин отмечается низкое качество самих боеприпасов. Хотя точных подтверждений для таких выводов нет, более того, экспертами признается, что на умеренных дистанциях рассеивание итальянских 381-мм орудий соответствовало средним значениям рассеиваний для крупных орудий иностранных флотов. Все дело в том, что во всех боевых столкновениях стрельба из 381-мм орудий итальянских линкоров велась на большой дистанции.
Наглядной иллюстрацией такого вывода могут служить воспоминания одного из британских пилотов, наблюдавших за стрельбой «Витторио Венето» в бою у острова Гавдос 28 марта 1941 года: «Линкор дал несколько удачных залпов по нашим крейсерам, и нам представлялось, что он скоро их накроет. Я полагаю, что единственной причиной, по которой не было прямых попаданий, является слишком большой разброс снарядов в залпе». Для справки: линкор вел стрельбу на дистанции 23000-26000 м.
Парадоксально, но, несмотря на то, что именно итальянец В.Куниберти предложил концепцию «all-big-gun», начиная со своих первых дредноутов, итальянцы сразу разместили на них мощную батарею среднего калибра, причем достаточно быстро увеличив ее калибр с 120 мм до 152 мм. Более того, с одной стороны, ее считали противоминной артиллерией, но с другой – отрабатывались варианты ведения огня по крейсерам, причем на достаточно большой дистанции боя (до 17000 м). Вспомним, что средней дистанцией при Цусиме были 4-5 км, при Ютланде – около 16 км, в Датском проливе – около 18 км.
Но вернемся к итальянским линкорам, которые в качестве противоминной артиллерии получили двенадцать 152-мм/55 орудий в четырех трехорудийных башнях. В отличие от орудий главного калибра, проблем с производством орудий такого калибра не было. К моменту разработки и строительства ЛК типа «Витторио Венето» флот уже получил новейшие 152-мм орудия с длиной ствола 55 калибров, которые компания «Ансальдо» создала для КР типа «Джузеппе Гарибальди» («Кондоттьери», 5-я серия). Как и ранее с орудиями ГК, заказ на производство 152-мм/55 орудий был поделен между двумя производителями. В соответствии с этим решением 152-мм артиллерия для ЛК «Рома» и «Витторио Венето» производилась фирмой «О.Т.О.», а для двух других линкоров – фирмой «Ансальдо».
Конструктивно ствол орудия состоял из двух труб, насаженных друг на друга под нагревом (для орудий от фирмы «О.Т.О.») или в виде моноблока (от фирмы «Ансальдо»). Оба типа орудия имели свободный лейнер, вставленный холодным способом, и клиновой горизонтальный затвор. Кто знает, может, именно в этих различиях следует искать основу того, что разбросы снарядов при стрельбе для двух однотипных линкоров существенно отличались.
Трехорудийные башни для 152-мм орудий линкоров были во многом похожи на основной калибр КР типа «Джузеппе Гарибальди». Стволы размещались в отдельных люльках, расстояние между осями – 1,26 м. Башни оборудовались электрическими приводами горизонтального и вертикального наведения, гидравлическими тормозами отката и пневматическими прибойниками телескопического типа. Открытие и закрытие затворов заряжания осуществлялось вручную. Для орудий обеспечивались углы возвышения от -5 до +45 градусов, при этом само заряжание производилось при любом угле (до 20 градусов). Скорострельность составляла 4,5 выстрела в минуту.
В комплект 152-мм/55 орудий входило три типа снарядов: бронебойный (вес 49,57 кг, 1 кг ТНТ), фугасный (44,57 кг, 2,34 кг ТНТ), фугасный с дополнительным взрывателем (дистанционная граната). Метательный заряд (в латунной гильзе) использовался единый весом 16,35 кг, обеспечивая начальную скорость для бронебойного снаряда в 925 м/с, для фугасного – 995 м/с. Боезапас 152-мм орудий хранился на том же уровне, что и 381-мм снарядные погреба, и составлял по 210 снарядов на ствол. Всего нормальный боекомплект линкора составлял 840 бронебойных, 1 428 фугасных снарядов и 252 дистанционные гранаты.
Расчеты и испытания показали, что 152-мм бронебойный снаряд на дистанции 14000 м пробивал бортовую крупповскую броню толщиной 86 мм (по нормали) и палубную 18-мм броню. На дистанции 18000 м снаряд мог пробить уже только 40-мм броню (под углом 50 градусов) и палубную броню примерно такой же толщины – 43 мм на дистанции 20000 м. Может возникнуть вопрос, какие корабли имели такую бортовую броню. На помнить, что вероятность встретить на Средиземном море кого-то из английских или французских «вашингтонцев» была достаточно велика, так что цели нашлись бы, главное в них было попасть, и с этим были проблемы.
В отличие от главного калибра, по 152-мм артиллерии линкоров типа «Виттори Венето» имеются данные на определение рассеивания снарядов, и их результаты неутешительны. Если на дистанции в 17500 м среднее рассеивание для бронебойных снарядов составляло примерно 80-90 м, что еще было терпимо, то для фугасных – более 200 м! На практике эти результаты оказались еще хуже: среднее рассеивание на дистанции 17500 м для 152-мм орудий «Литторио» составило 156 м, а для «Витторио Венето» – 399 м. Впоследствии причина была найдена в использовании для «Витторио Венето» снарядов из разных партий, тем самым подтвердив версию о низком качестве боеприпасов, поставляемых промышленностью.
В итоге, учитывая эти особенности, вероятно, не стоит удивляться тому, что в бою артиллерийский огонь итальянских линкоров был крайне неточным, что позволяло кораблям противника в опасных ситуациях уходить без повреждений.
Если с недостатками орудий среднего калибра линкоров еще как-то можно было смириться, то зенитная артиллерия требовала самого пристального внимания и не прощала пренебрежительного к себе отношения. В этом легко убедиться, если вспомнить, что большинство основных повреждений линкоры типа «Витторио Венето» получили от ударов вражеской авиации, а линкор «Рома» был уничтожен попаданием всего двух бомб (пусть и управляемых).
Зенитную артиллерию дальнего боя составляли двенадцать одноорудийных 90-мм/50 башенных установок моделей «90/50 Ansaldo 1938 & 1939» и «90/50 О.Т.О. 1938 & 1939» с непосредственной четырехосной стабилизацией – уникальный случай в конструировании корабельного артиллерийского вооружения того периода. Система стабилизации была разработана и производилась фирмой «Сан-Джорджо» (Генуя) и, по оценкам экспертов отличалась сложностью конструкции и, как следствие, недостаточной надежностью. Стабилизируемые углы бортовой качки ограничивались только величиной ±14,5 градусов, а килевой качки ±5, к тому же техническая реализация была несовершенна, и вычисления могли производиться с ошибками.
Моноблочный ствол орудия имел горизонтальный клиновой затвор, оснащен специальным замком, обеспечивающим быструю замену ствола. Орудие имело невысокую начальную скорость снаряда в 860 м/с, что должно было увеличить срок службы орудия при сохранении хорошей настильной траектории. Одноорудийная установка была полностью закрыта и имела полностью ручные механизмы наведения, что странно при наличии автоматической гироскопической системы стабилизации и силовых следящих приводов. Вертикальные углы наведения составляли от -5 до +75 градусов. Тренированные расчеты могли обеспечить скорострельность до 16 выстрелов в минуту, однако в боевых условиях она снижалась до 12.
Орудия размещались по шесть установок на борт в центральной части корабля по дуге относительно надстроек. По планам конструкторов это должно было дать более удобные сектора обстрела для защиты корабля. Причем установки монтировались на двухметровых бронированных барбетах – еще одно сомнительное решение!
Для стрельбы использовались два типа унитарных боеприпасов (с латунными гильзами): зенитные с взрывателем по таймеру (дистанционные гранаты) и осветительные. Общий вес патрона – 18,41 кг, из них 10,1 кг – снаряд. Боезапас составлял 5 842 зенитных (по 486 на ствол) и 50 осветительных патронов. При угле возвышения 45 градусов достигалась дальность стрельбы до 13 000 м, досягаемость по высоте – 9 000 м (75 градусов).
Результаты использования показали, что 90-мм орудия оказались надежными, весьма точными, имели неплохую баллистику, но сами артиллерийские установки были несовершенны, а снаряды обладали малым количеством осколков при разрыве снаряда, из-за чего менее эффективно поражали находящиеся рядом со взрывом самолеты.
По совокупности же параметров зенитная артиллерия дальнего боя линкоров «Рома», «Литторио» и «Витторио Венето» ни по огневому могуществу орудий, ни по их числу не соответствовала воздушной опасности, существовавшей уже к началу 30-х годов ХХ века. По словам А.Малова и С.Патянина, «…зенитки могли использоваться, в лучшем случае, для ведения заградительного огня или для стрельбы по надводным целям». В то же время необходимо отметить, что подобные проблемы были свойственны и большинству иностранных линкоров, за исключением, вероятно, американских, оснащаемых 127-мм/38 установками Мk12, на которых удалось достичь определенного результата в обеспечении ПВО корабля в дальней зоне.
Легкое зенитное вооружение итальянских линкоров было представлено артиллерийскими установками двух калибров и трех образцов: спаренные 37-мм/54 модели «37/54 Br1938», одиночные складывающиеся 37-мм/54 модели «37/54 Br1939» и спаренные 20-мм/65 модели «20/65 Br1935», все производства фирмы «Бреда». Всего (по проекту) предусматривалась установка 20 (8х2 +4х1) 37-мм и 16 (8х2) - 20-мм зенитных автоматов.
37-мм/54 зенитные автоматы имели воздушное охлаждение, автоматика работала по принципу отвода дульных газов. Питание магазинное (емкость магазина - 6 патронов). Теоретическая скорострельность – до 200 выстрелов в минуту, практическая – до 140, что связано с неизбежными задержками в заряжании. Патроны фугасные с механизмом самоуничтожения и трассирующие, вес – 0,823 кг. Начальная скорость снаряда – 800 м/с. Боезапас – по 1 500 выстрелов на ствол.
Спаренная установка имела вес 4 300 кг (в том числе 554 кг приходилось на орудия), обеспечивала углы возвышения от -10 до +80, наведение осуществлялось вручную. 37-мм/54 установки обеспечивали стрельбу до 7 800 м при угле возвышения 45 градусов, досягаемость по высоте – 5 000 м (80 градусов). Интересно, что итальянцы попробовали стабилизировать эти установки, но позднее от этой идеи отказались. Для установки 37-мм «спарок» выбрали по две позиции в центре корпуса, между носовой надстройкой и дымовой трубой, и по две установки разместили на крышах второй и третьей башен ГК. Кроме того, дополнительно на полубаке установили четыре одноствольных 37-мм/54 установки обр.1939 года.
20-мм/65 зенитные автоматы также имели воздушное охлаждение и автоматику на том же принципе, что и 37-мм орудия. Магазинное питание (емкость магазина - 12 патронов) обеспечивало теоретическую скорострельность до 240 выстрелов в минуту, но на практике темп стрельбы был не выше 140 выстр./мин. Применялись унитарные патроны различного типа: бронебойно-трассирующие, бронебойно-разрывные, фугасные, трассирующие и другие, средний вес патрона – 320 г. Начальная скорость снаряда – 825 м/с. Боезапас – по 1 330 выстрелов на ствол.
Спаренная 20-мм установка имела обозначение «R.M.1935», весила 2330 кг (в том числе 144 кг приходилось на орудия), обеспечивала углы возвышения от -10 до +100, наведение осуществлялось вручную.
20-мм/65 автоматы обеспечивали стрельбу до 5500 м при угле возвышения 45 градусов, досягаемость по высоте – 2900 м (80 градусов). Эти установки также стабилизировались, но на точности зенитного огня это не отразилось, к сожалению.
Для размещения 20-мм/65 спаренных установок на первых двух линкорах первоначально выбрали по три площадки по бокам от дымовых труб и еще по одной на палубе полубака по бокам от грот-мачты. Впоследствии на «Литтторио» были еще дополнительно установлены двенадцать 20-мм/65 (6х2) зенитных автоматов, а на «Витторио Венето» – шестнадцать, доведя общее количество 20-мм «зениток» до 32 стволов.
Данные по количеству 20-мм зенитных автоматов, установленных на линкоре «Рома», различаются. По фотографиям можно установить, что он нес те же тридцать два 20-мм ствола, но итальянские источники информируют, что количество 20-мм «спарок» на нем равнялось ЛК «Литторио».
Однако этого количества было совершенно недостаточно для обеспечения ближнего рубежа ПВО такого крупного корабля, каким был «Рома» и его систершипы. Вспомним, что к 1942 году иностранные линкоры (американские, британские, японские) уже несли почти сотни стволов зенитной артиллерии. И эти опасения в слабости ПВО кораблей подтвердились в дальнейшем.
Заканчивая рассмотрение артиллерийского вооружения линкоров типа «Витторио Венето», можно согласиться с мнением С.И.Титушкина, который отметил, что при некоторых несомненных достоинствах его «общий технический уровень заметно отставал от соответствующего уровня, достигнутого в США, Великобритании и Германии». И в следующих статьях мы увидим подтверждения этого вывода.
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/ Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/ С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.