В канун очередной годовщины начала Великой Отечественной войны мы знакомим читателей с различиями между «классическими» войнами и современными. Здесь мы разбираем основные тезисы, которые прозвучали на круглом столе, организованном Военной академией Генштаба ВС РФ и посвященном военно-политическим аспектам управления обороной государства.
Военные теоретики прошлого говорили, что в войнах будущего с очень высокой долей вероятности линия фронта будет проходить не между государствами, а внутри каждой конкретной страны. Сегодня это будущее наступило. Идет гибридная война, которая подразумевает поражение населения так называемым когнитивным оружием. Если четко следовать определению, «когнитивное оружие – это внедрение в интеллектуальную среду страны противника ложных научных теорий, парадигм, концепций, стратегий, влияющих на ее государственное управление в сторону ослабления оборонно-значимых национальных потенциалов». При этом военной наукой подмечена тенденция – каждое предыдущее оружие является спусковым крючком для разработки нового. Чтобы сработал ядерный заряд, необходимо взрывчатое вещество, обеспечивающее детонационную волну. Чтобы взорвалась термоядерная бомба, нужен ядерный детонатор. Когнитивное оружие выступает таким детонатором для нового оружия войны – консциентального. Это технология работы с сознанием, когда фронт проходит по головам людей.
Поле брани
Сегодня в поле истории разворачиваются нешуточные баталии. Оппоненты России пытаются разрушить наше понимание, нашу историю и представление о роли Советского Союза в мире.
– Поэтому от нас требуются не только ответные, но и инициативные действия. Без знания истории сегодня невозможно заниматься политикой, – заметила Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив. – Я процитирую американского президента Гарри Трумэна, и это тот случай, когда можно процитировать американского деятеля в позитивном ключе. Он говорил: «В мире нет ничего нового, кроме истории, которую вы не знаете». Все когда-то было. Шахматисты тренируются на сыгранных партиях. История развивается по спирали. Она не повторяется в точности, но логика исторических событий и действия сил следуют тем же параметрам. Без знания истории невозможно подступаться к сегодняшней повестке. Люди, которые выбирают иной способ действий в политике, начинают с повторения всех тех ошибок, которые неоднократно встречались. Я приведу еще одну цитату – премьер-министра Индии Индиры Ганди:
История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.
Пусть это будет не про нас. У нас сегодня нет права на ошибки. Недостаточно глубокое знание оппонентов и собственные просчеты стоят слишком дорого.
Информационная дубина
Военная реальность находится в процессе постоянного обновления. С появлением ядерного оружия возник тезис, что следующая война будет вестись дубинами. Ядерное оружие действительно создало новую военную реальность, и противники взяли в руки дубину без всякой войны. Дубина эта оказалась информационной. Теперь она так же быстро развивается и превращается в Big Data – объемы больших данных, с помощью которых можно манипулировать массовым сознанием и подходить вплотную к созданию искусственного интеллекта.
– Извратить историю как совокупность фактов нельзя. Но можно переписать историографию. Война за историографию сейчас и ведется, – заявил Алексей Мухин, генеральный директор ЦПИ «Политинфо». – Ощущая себя победителями в Холодной войне, США, Великобритания и другие интересанты форсировали процесс переписывания историографии, в том числе о Второй мировой войне и, что самое главное, о переоценке ее итогов. Именно это многократно увеличивает вероятность окончательного нарушения мирового баланса сил. И даже, возможно, приведет к эскалации вооруженного конфликта между странами – мировыми лидерами.
Берти Сандерс, кандидат в президенты США, как-то сказал, что война с Ираном будет основана на лжи. Я бы этот замечательный тезис распространил на все войны – в принципе, все они основаны на лжи. Почему же сейчас ситуация так накалилась? С одной стороны, существует ситуационное воздействие США на разные страны, в том числе на Российскую Федерацию. Да, они решают свои проблемы в своих национальных интересах. Но мне кажется, что такое параноидальное отношение к России со стороны Западной Европы и США связано, прежде всего, с геополитическим страхом перед воссозданием СССР. Об этом неоднократно говорили Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем США, и Ангела Меркель, пока еще канцлерин Германии. Хотя я глубоко уверен, что воссоздание СССР в том или ином виде было бы благом для нынешней геополитической ситуации. Потому что опять появился бы противовес, система баланса сил, заточенная на это противостояние, опять бы обрела смысл, перезагрузилась, так скажем.
Совершенно очевидно, что глобальной проблемой сегодняшнего мира является то, что США банально не справились с ролью мирового лидера. Мне кажется, что США, ставя Россию в качестве своей главной угрозы, безусловно, не лукавят. Россия действительно является главной военной угрозой для США. Но перед ними стоят и другие глобальные угрозы. Например, экономическая со стороны Китая. И она постепенно становится военно-экономической, потому что мощь Китая растет. И наша геополитическая связка с КНР вызывает дикую обеспокоенность у США, что приводит к формированию новой военной реальности.
Я бы выделил два сценария возможного развития событий. Первый предполагает экономический разгром России нашими западными «партнерами», в том числе после нанесения ядерного удара, что повлечет, на мой взгляд, сильную деформацию мировой экономики и приведет к ее коллапсу. То есть те задачи, которые ставит наш противник, не будут решены в любом случае. Сценарий второй – это традиционный для европейцев блицкриг без применения ядерного оружия и с ведением военных действий в нескольких точках эскалации вооруженного конфликта. Этот сценарий будет носить затяжной характер и, судя по всему, будет применяться в ближайшее время в сочетании с санкционным воздействием. Поэтому России, армии и гражданскому обществу необходимо подготовиться к длительному коммуникационному противостоянию с учетом этой новой военной реальности.
Для этого необходимо наладить полноценный диалог между гражданским обществом и армией, спецслужбами и правоохранительными органами, в том числе через ветеранские НКО. Потому что война будущего – это война коммуникаций, защиты собственных Big Data, суверенности, и это война гибридного анализа, который подразумевает, что это будет война всех против всех, причем всеми способами, самыми невообразимыми на первый взгляд.
Если говорить о перспективах развития турбулентности в гражданском обществе, в том числе с участием военной компоненты, то уровень самореализации протестного сообщества в России будет расти, потому что политических структур, которые могли бы представить интересы этих групп, по-прежнему нет. Это движение будет носить, на первый взгляд, хаотичный и сумбурный характер, но по понятным причинам будет направляться и финансироваться извне. Соответствующие НКО уже работают на территории России, и остановить этот процесс практически невозможно. Будет проходить умножение точек социального кипения на карте России. Протестные группы будут всячески демонстрировать открытые конфликты с органами власти, с другими социальными группами гражданского общества. В армии, скорее всего, такие процессы тоже будут регистрироваться, несмотря на то, что ситуация в армии сейчас гораздо лучше, нежели в девяностых и нулевых, и стабилизирована в политическом смысле.
Окончание следует
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать еще больше интересных фактов и историй!
Читайте другие наши материалы:
Источник: Протест на позитиве – новое оружие современной войны
#интересные факты #интересный факт #история #военное дело #деловой квадрат #Big Data
60 лет назад, в Новочеркасске было подавлено выступление рабочих
2 мая 1945 года капитулировал гарнизон немецких войск в Берлине
25 апреля 1945 года на Эльбе состоялась встреча советских и американских войск